"Мать не только рожает, но и рождает..."

«Мать не только рожает, но и рождает...» - эти слова В. А. Сухомлинского по праву можно отнести к уникальной женщине – Татьяне Степановне Бочаровой, в замужестве Репиной. Она родилась в Чугуеве 18 января 1811 года в семье отставного улана Степана Васильевича Бочарова и его жены Пелагеи Минаевны. Семья у них была большая: два сыны и четыре дочери. Мальчики – Федор и Дмитрий, - учились в школе военных кантонистов, которая была открыта для детей военных поселян. Школьная программа была обширна и многообразна, кроме специальных дисциплин кантонисты изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, чистописание, рисование, церковное пение, судопроизводство, бухгалтерский учет. В этой школе преподавали по так называемой ланкастерской системе. Лучшие из учеников старших классов обучали младших. Эту систему самообразования братья привнесли в свой собственный дом. Обязательного женского образования в это время еще не было. Именно братья занялись образованием сестер. Татьяна выросла грамотной женщиной, понимала поэзию, любила музыку, немного разбиралась в живописи. Свою любовь к чтению и самообразованию она передала своим детям.


В 1844 году Татьяне Степановне исполнилось 33 года. Она была замужем за военным поселянином, рядовым Чугуевского уланского полка Ефимом Васильевичем Репиным. Эта семья уже похоронила троих маленьких сыновей. У них подрастала двухлетняя дочь – Устя. Татьяна Репина была беременна пятым ребенком. Летом, через несколько дней после празднования Ильина дня, 5 августа, в семье родится сын. Мальчика назовут по святкам – Илья. 
Татьяна Степановна целенаправленно раскрывала таланты своих детей, сама была их первым учителем. В своем доме в Осиновке, она открыла своеобразную школу, которую посещали и соседские ребятишки.
Самым близким и верным другом маленького Ильи была старшая сестра Устя. Вместе они изучали азбуку, раскрашивая картинки в книге, вырезали различных животных и писали писанки, которые маленький Илюша продавал в одной из местных лавок.
Вот как сам художник вспоминает о сестре: «Устя была доброй сестренкой и часто отводила от меня мелкие неприятности. Она же была нелицеприятным ценителем моих рисунков и поверенным «сердечных тайн». Смерть Усти от горячки станет огромным ударом для всей семьи. Это случилось 18 января 1857 года – в этот день Татьяне Степановне Репиной исполнилось 46 лет. Тринадцатилетний Илья Репин нарисует небольшой посмертный акварельный портрет своей сестры, который будет хранить всю свою жизнь.

В 1871 году, будучи выпускником Петербургской Академии художеств, Репин вновь вернется в эти воспоминания, работая над своим дипломным полотном «Воскрешение дочери Иаира». Эта картина принесет ему наивысшую награду для выпускника Академии – Большую золотую медаль. 
По окончании учебы, художник создаст свою собственную семью, женится на Вере Шевцовой. Татьяна Степановна Репина отправится в долгое путешествие в Петербург чтобы поздравить сына и познакомиться с молодой невесткой.
В 1872 году художник, вместе со своей семьей, отправится в Европу. Но и там он не забывает о родителях. В одном из своих писем Репин просит своего друга Василия Поленова «послать 50 р. с. русскими деньгами через С.-Петербург в г.Чугуев, Харьковской губ., Татьяне Степановне Репиной на Никитской ул.». В этом доме, принадлежащем Репиным, сейчас открыт мемориальный музей. Сюда художник приедет истосковавшись по родине, вернувшись из Европы в 1876 году. О встрече с матерью он вспоминает: «…Мать моя очень добрая женщина и очень меня любит, впрочем, что и говорить об этом… а радость ее описывать ли? Она плакала…»
Сохранились воспоминания об этом приезде и старшей дочери художника Веры Ильиничны: «Мы зимой стояли на высоком берегу Донца, а внизу, на снегу палили заколотых свиней, летом ездили на лошади Матке в Мохначи. Был там маленький, беленький домик, где мы жили. Гуляли с папой в малороссийскую деревню, где хохлушки сидели на завалинке в пестрых плахтах, вышитых белых рубашках, с монистами и на голове заткнутые венком на ленту георгины. При желании папы рисовать с них (акварелью) они разбегались в рассыпную и папа не мог договориться их остаться позировать. Некоторые соглашались за большую плату. Папа рисовал акварели с хохлушек и делал эскизы, наброски внутренностей избы и написал картину «Вечерницы», находится в Третьяковской галерее в Москве. У меня тоже был малороссийский костюмчик и венок цветов на стриженой голове. Есть эта акварель с меня. Помню, как визжал поросенок и дедушка Ефим хотел его зарубить топором и ударял в разных местах, т.е. держал его за задние ноги, а головою положил его на лестницу».
Татьяне Степановне доведется узнать о всемирной известности своего сына, она успеет понянчить троих внуков. 29 апреля 1879 года, почти через два года после приезда из Чугуева в Москву, Репин получит письмо с вестью о тяжелом состоянии матери. Он немедленно выедет в Чугуев. Татьяна Степановна оправится от болезни и проживет еще год, она умрет 3 мая 1880 года. Последний год своей жизни она была очень плоха и с трудом могла сидеть на кровати. В таком состоянии художник и зарисовал ее 6 мая 1879 года. Этот рисунок – последнее изображение любимой матери. 


Спустя почти три месяца, в семье Репиных родится еще одна дочь. Девочку назовут в честь бабушки - Татьяной.
Гораздо позже Илья Ефимович нарисует эскиз надгробного памятника. Этот памятник и сейчас стоит на могиле Татьяны Степановны Репиной, матери художника, похороненной в Чугуеве на Преображенском кладбище.


Репин был уже пожилым человеком, когда открыл у себя еще и талант писателя. Его книга «Далекое близкое» - неистощимый источник сведений о его жизни и творчестве в Чугуеве. В родном городе будущий художник познакомился с классиками мировой литературы, среди которых: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Диккенс, Байрон, Вальтер Скотт. Уезжая в Петербург, в 1863 году, Илья Репин увозил с собой огромный багаж знаний далеко не характерный для провинциала, а главным проводником и наставником в родном Чугуеве для художника была мать…