Элементы музейной педагогики в Художественно-мемориальном музее И.Е. Репина

Музеи дают нам прекрасные возможности для расширения своих представлений о мире. Это особенно ценно для детей. В возрасте 6-9 лет они приобщаются к систематическому и регулярному посещению музеев и к музейным формам обучения.

Известно, что для того, чтобы наслаждаться искусством, нужно быть художественно образованным человеком. Нам хотелось, чтобы встреча с музеем  ассоциировалась у детей с приятными эмоциями. Чтобы дошкольники и младшие школьники, приходя в музей, не только узнавали знакомые произведения искусства, но и умели ими восхищаться. Для  этого нужно подготовить детей к посещению музея заранее. Поэтому с 2006 года наш музей совместно  с  Чугуевским  Центром туризма и краеведения ввёл новую форму работы: цикл занятий  «Азбука искусства». Они проводятся  с  детьми 7-8 лет в старшей группе детского сада и  в начальной школе во время  занятий  кружка  научным сотрудником музея. Мы поставили перед собой задачу развить у детей эстетические чувства и понимание прекрасного; воспитывать Интерес и любовь к искусству. Целью занятий является знакомство с жанрами изобразительного искусства, с народными промыслами, представленными в коллекции музея. Например, среди тем занятий были такие:

1. Жанры изобразительного искусства

2. Хохломская роспись

3. Жостовские подносы

4. Дымковская игрушка

5. Гжель

Дети в младшем школьном возрасте ориентированы на собственное изобразительное творчество, поэтому каждое занятие 

наряду с теоретическими сведениями включало практическую работу. Ребятам предлагалось самостоятельно расписать ложку элементами хохломской росписи, чашку – узорами Гжели, выполнить орнаментальную роспись дымковской игрушки.

Использование репродукций картин и фотографий изделий декоративно-прикладного искусства, игровых приёмов, элементов драматизации, музыкальных фрагментов и стихов помогало психологически подготовить детей к посещению музея.

Когда  ребята пришли на экскурсию, они с радостью узнавали знакомые предметы: «Смотрите: чашка, которую мы расписывали!» «Это наша ложка!» Если посещение музея сопровождается радостью, восхищением, удивлением и другими положительными эмоциями, то в музей хочется прийти снова. Хорошо бы с родителями или друзьями, чтобы самому уже быть для них экскурсоводом. А потом и дома поиграть «в музей». Так возникает увлечение искусством и начинает формироваться потребность постоянного общения с ним.

Гулякина Инесса Владимировна, младший научный сотрудник музея

 

Категория: