Храмы Чугуева

Шевченко  О.А.

Трудно преувеличить значение церкви, как идеологического института в истории нашей страны. Глубокая религиозность, присущая украинскому народу испокон веков, становится в период борьбы за независимость Украины ещё и огромной движущей силой выступлений против панской Польши. НачалоXYII века, время переселения больших масс людей на территорию Слобожанщины, являлось одновременно временем  становления здесь православной церкви. Для переселенцев церковь была центром духовного единения в чуждой среде. Кроме того, это были единственные общеобразовательные институты, а зачастую и органы социальной защиты. Это влекло за собой территориальное объединение населения вокруг здания храма как центра слободы, села, города. Эта традиция, возникшая ещё на заре христианства, проявлялась и в стремлении славян сделать церковь «приукрашенной и преудивительной», дать ей большую высоту. Являясь высотной доминантой поселения, церкви, разнообразные по силуэту и архитектуре, составляли, как бы, каркас местности, подчёркивали характер ландшафта и структуру расселения. Исследуя время возникновения отдельных храмов Чугуева, можно составить представление о процессе заселения города. Так, в  писцовой книге 1647-1648 г.г. упоминаются в Чугуеве четыре  церкви:  Соборная Преображенская, две церкви Николая Чудотворца и церковь Рождества Богородицы, которые обслуживали древнейшие части города – острог (центр), слободу Станичную за рекой Чуговкой и слободу Никольскую в нагорной части. По мере роста населения число церквей увеличивалось. В переписях 1710 и 1712 годов видим, кроме этих четырёх, ещё церкви: Рождества Христова и Успения Богоматери. К началу XIX века в Чугуеве существовало семь  церквей. План города Чугуева 1817 года до его коренной перепланировки даёт достаточно конкретные сведения об их местонахождении. Введение в Чугуеве военных поселений знаменовало конец деревянных архитектурных  форм.   Средневековое деление на слободы не совпадало больше с границами прихода. Территория центра освобождалась для строительства официальных зданий. Основным строительным материалом становился камень. Расширение структуры светских учреждений и их влияния на жизнь общества в XIX веке привело к уменьшению количества церквей в городе. К началу ХХ века их было четыре. В наше время в городе сохранилась только одна церковь – кладбищенская Всех Скорбящих Радости. 

-     *    -

                Главный  храм Чугуева на протяжении почти 3-х столетий был расположен в центральной части города. Древнейший деревянный Преображенский собор первые поселенцы строили всем миром в одно время с крепостными стенами и башнями. Он символизировал для них божественную защиту и надежду на то, что новая земля станет для них родным домом. В 1639 году постройка храма была завершена, а в 1640 – его освятили. Два придела храма были посвящены святым:  пророку Илье и Михаилу Малеину,- ангелу-хранителю царя Михаила Фёдоровича (Романова), что обеспечивало храму особое покровительство. Об этом красноречиво свидетельствует царская грамота от 9 февраля 1641 года: «…по нашему указу послано на Чугуево в соборную церковь Преображения господня, да в придел ангела нашего Михаила Малеина книг печатных: устав,  два октоиха, Евангелия толковые, 4 книги треффолои, требник, служебник, псалтырь рядовая…» Печатные книги в то время ценились очень высоко. А в грамоте от 28 мая 1644 года царь писал чугуевскому воеводе Ушакову, что в Чугуев послал колокол весом в 22 пуда. Был ли установлен колокол на первом Преображенском Соборе не известно. Но в марте того же года собор сгорел, а чуть позже чугуевцы просили обменять их разбитый колокол на новый. Возможно,  это случилось во время пожара.

На месте сгоревшей Соборной церкви из дубовых брёвен была выстроена новая. Для её сооружения царь прислал 20 рублей денег с условием, что один из приделов должен по-прежнему именоваться в честь Михаила Малеина. По описи 1647 года церковь имела: «Божие милосердие, образы, и книги, и ризы, и колокола, строение государево».

В 1801 году здание подверглось переделке. Обветшавший купол заменили  сосновым с железным позолоченным крестом. На деревянной колокольне в 1811 году находилось 4 колокола: 1-й – весом в 31 пуд 15 фунтов (более 500 кг), 2-й – весом 1 пуд 25 фунтов, 3-й – 4 пуда 20 фунтов, 4-й – 1 пуд 20 фунтов. Располагался Преображенский храм в северо-восточной части крепости, в массиве усадеб переселенцев, которые, очевидно, и составляли его приход.

В XYII-XYIII столетии Чугуевский собор отличался одним священным обрядом. Понимая особое значение крепости, в праздник Преполовения, всё духовенство городских церквей, с крестами и иконами, приходило в Соборную церковь. Отсюда, по окончании литургии, шли крестным ходом не на реку для освящения воды, а обходили вокруг крепостного вала три раза. Все жители Чугуева участвовали в этом ходе, вознося молитвы «о благодатном охранении города». Этот обычай, описанный Филаретом Гумилёвским в «Историко-статистическом описании Харьковской губернии», сохранялся  вплоть до 1817 года. Приход Преображенского храма в 1811 году составлял 225 дворов: мужчин – 999, женщин – 1340, т.е. 2339 душ. Притч состоял из Благочинного священника – Николая Даниловича Наседкина, 50 лет; священника Алексея Даниловича Наседкина, 33 лет; священника Григория Яковлевича Фаворова, 68 лет, о котором сказано, что он «в читании и произношении проповедей не искусен». Исходя из того, что школьного и специального образования из них не имел никто, можно предположить, что священники были доморощенными, выделявшимися из среды самих прихожан. Причём часто из одной семьи. Кроме священников в церкви в 1811 году служили диаконы Я.Е. Анишов и Н.Е. Запоров, пономари С. Кузнецов и А.И. Наседкин.

Введение в Чугуеве военных поселений и проведение в связи с этим крупных государственных градостроительных мероприятий предрешило судьбу древнего храма.

В 1824 году, вследствие «высочайше» утверждённого проекта, древний Преображенский храм был упразднён: сосуды и ризница поступили в штабную, тогда Рождественскую церковь, а иконостас в Сороковскую Успенскую церковь (деревня Сороковка недалеко от Харькова); метрики с 1794-1824 г.г. хранились в Чугуевской Николаевской церкви. 4 июля 1826 года было освящено место и закладка нового каменного храма Покрова Пресвятой  Богородицы. По всей видимости, основные работы по возведению здания были закончены к концу июля 1832 года. Отделка храма и изготовление внутреннего убранства продолжалось ещё около двух лет. Тридцать восемь икон для иконостаса маслом выполнил  Иван Куликов, учитель рисования Харьковской губернской  гимназии, а роспись стен внутри собора по штукатурке произвёл живописец Пётр Розетти. Культовая утварь (252 предмета) была закуплена военным министерством в Санкт-Петербурге.

22 ноября 1834 года был освящён придельный престол Андрея Первозванного, 23-го – Александра Невского, а 30 ноября самим епископом освящался основной престол Покрова Пресвятой Богородицы.

Но с открытием храма строительство его не прекратилось. В течение следующего десятилетия рядом с храмом возникла колокольня, которая соединялась с собором величественной колоннадой из 16 колонн, подобных тем, что и сегодня украшают здание.

В 1872 году колоннада была убрана, а на её месте построили тёплую церковь. В таком виде собор просуществовал до начала ХХ века, время от времени подвергаясь внешним и внутренним ремонтам.

Время «культурной революции» 1920-х годов нанесло серьёзный урон зданию: были разрушены барабан с куполом и верхние этажи, и шатёр колокольни.       В 1945-1947 г.г. здание использовалось как жильё для военнопленных, строивших мост через р. Северский Донец, а позже в нём размещались различные хозяйственные организации. Внутренние росписи были утрачены безвозвратно. Облик здания, изменённый до неузнаваемости, частично восстановлен в ходе реставрационных работ в 1970-х годах. С 1984 года здесь находится картинная галерея работ Лауреатов премии имени И.Е. Репина.

Приход Соборной церкви всегда состоял в большей части из людей тем или иным образом относящихся к воинской службе. На протяжении XYII-XYIIIвеков это казаки и жители города, приписанные к округу Чугуевского казачьего полка. В первой половине XIX века – поселяне 6-го кавалерийского округа Украинского  военного поселения. В это время Покровский собор становится штабной церковью Чугуевского уланского полка. В нём хранились 20 знамён, пожалованных в 1798 году двум Чугуевским казачьим полкам, а также знамя расформированного в 1845 году Уфимского казачьего полка. Приход собора составлял около 4000 человек. Сюда относились: безприходная Чугуевская кладбищенская церковь во имя Скорбящей Божьей Матери (с 1854 года), Георгиевская госпитальная церковь (с 1837 года) и походная Покровская церковь Чугуевского уланского полка. Сохранилось описание последней за 1853 год: «Зданием древки и парусинный намёт с тремя такими же полами, все подшиты тиком, снаружи выкрашен зелёною краскою, на верху три медных главки с крестами. Престол во имя Покрова Божьей Матери; священник имеет казённую квартиру, жалования от казны в год 200 руб.70 коп. серебром. В приходе Покровской походной церкви:

                                      Дворов             мужчин              женщин

-    генералов                     нет

-    штаб-офицеров              17                  69                         40

-    нижних чинов                444               1778                        9

-    разных чиновников,

в полку состоящих             4                   12                           6

-    иноверцев:

-    штаб- и обер-офицеров 1                    4                             -

-    нижних чинов             14                    56                           -

-    разных чиновников      -                     3                           

                                        492                 1973                         91

                В середине XIX века священники в церкви назначались архиерейским повелением. Как правило, это были люди, получившие хорошее образование в духовных учебных заведениях. Они же были учителями в местных народных и специальных военных школах.

                В августе 1846 года священником Чугуевского Покровского собора был назначен Василий Прокопиевич Платковский, сын дьячка, окончивший в 1837 году курс богословских наук Харьковского коллегиума. Преподавал Закон Божий кантонистам в учреждённой при  г. Чугуеве  школе сельского хозяйства, а также кантонистам,  приготовляемым в топографы. С 1853 года учил коновальских учеников, состоящих при Дивизионном штабе 6-й дивизии.

                Павел Иоакимович Санжаревский, пономарский сын, закончил Харьковскую духовную семинарию и приехал в Чугуев в 1848 году, имея в запасе знания по риторике, философии, богословию, священному писанию, истории, географии, алгебре, геометрии, медицине, греческому и немецкому языкам, латыни. Местом его службы стала походная полковая Покровская и Георгиевская госпитальная церкви. Его учениками были кантонисты кондукторской школы и слушатели госпитальной фельдшерской школы, которым он, кроме Закона Божьего, преподавал ещё и латынь, необходимую для фармацевтики. В декабре 1850 года отец Павел был награждён за свою просветительскую деятельность набедренником. Церковниками полковой церкви так же были Я.А. Селезнёв и Г.Е. Корниенко.

                Одной из самых известных фигур среди многих поколений священнослужителей Чугуевского Покровского собора можно назвать дьякона Иоанна Лукьяновича Уланова. Этой славой он был обязан кисти знаменитого русского художника и земляка И.Е. Репина.

                 Вот как Репин вспоминал о своём знакомстве с Улановым: «А тип преинтересный! Это экстракт  наших дьяконов, этих львов духовенства, у которого ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого  жреца, славянского ещё, и это мне всегда виделось в моём любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего!»

Так появился портрет под названием «Протодиакон».

 Сын причетника, он окончил Харьковское духовное уездное училище, и с 1835 г. занял место диакона в Покровском соборе, где и прослужил более 40 лет.

                В 1891 году в приходе Покровского собора существовала публичная библиотека, богадельни и попечительский совет. Притч в это время состоял из протоиерея Алексея Сильванского, священника Михаила Краснокутского и псаломщиков Павла Бородаева и Алексея Сукачёва. Осенью того же года новый священник Константин Дьяков, окончивший Харьковскую Духовную семинарию, приступил к службе в соборе.

                Священники Соборной церкви не раз избирались гласными Чугуевской городской Думы и принимали активное участие в общественной жизни города. Один из них, Феофан Дейнеховский (1882 г.р.), был в составе Думы 1914-1917 г. г., а также входил в Благочинный совет женской гимназии.

Дейнеховский был одним из священников последнего предреволюционного притча Собора. Вторым священником служил Николай Красин (1872 г.р.), диаконом – Александр Федоровский (1872 г.р.), псаломщиками – Валериан Щепинский (1864 г.р.) и Кирилл Витальевич Руднев(1880 г.р.), обязанности церковного старосты исполнял купец Максим Проценко.

                Революционные перемены разрушили многовековой церковный уклад, сильно потеснили церковь в её влиянии на общество. Этот процесс был постепенным. Сначала, в Чугуеве  упразднили полковую церковь 10-го гусарского Ингерманландского полка, передав в 1920 году всё её имущество на хранение в Покровский собор. В 1918 году Чугуевский исполком национализировал принадлежавшие собору 33 десятины земли, фруктовый сад, 3 дома по Соборной улице (ныне ул. Кожедуба).

                Начало 20-х годов было ознаменовано возникновением большого количества религиозных общин  и групп. Произошёл раскол и в самой православной церкви. На почве недовольства верующих и части духовенства политикой патриарха Тихона образовалась, так называемое, обновленческое движение. Начало движения относится к маю 1922 г. С самого начала обновленчество было неоднородным, разделилось на «Живую церковь», «Церковное возрождение» и др. мелкие образования. В период наивысшего подъёма (середина 20-х г.г.) оно пользовалось поддержкой почти половины православных приходов и половины правящих архиереев. Обновленцы заявили о политической поддержке нового социалистического общества, демократизировали церковное управление, потребовали пересмотра догматики, этики, литургии и других сторон  церковной жизни. Практически все храмы Чугуева были отданы в аренду группе «Живая  церковь».

Так договором № 4 от 28.07.1924 г. группе «Живая церковь» был передан в аренду Покровский собор, а в конце 20-х  годов   этот храм был окончательно закрыт. Сейчас в этом здании находится картинная галерея  Лауреатов премии им. И.Е. Репина. 

Две древнейшие церкви Чугуева были посвящены святому Николаю. Один из самых популярных святых, он считался защитником простого народа, покровителем мореплавателей, торговли и земледелия и очень почитался среди казаков.

                Старейшая из них, судя по второму названию – Староникольская – находилась в южной нагорной слободе. Стояла она на том самом месте, где в XIXвеке была устроена Манежная площадь, а теперь находится сквер перед районным Домом культуры. В память о храме улица Карла Либкнехта носила ранее название Никольской. О том, как выглядела эта церковь и как была устроена известно не многое. Построена она была за счёт казны, имела «придел святых мучеников Фрола и Лавра, и образы, и книги, и ризы, и колокола». Документы сохранили  имена священнослужителей 1647-1648 г. г.: «поп Леонтий Афанасьев, дьячок Пётр и просфирница». В 1754-1756 г.г. этот храм был перестроен.

                В связи с тем, что «в г. Чугуеве деревянные церкви занимают те места, кои по проектированному плану, утверждённому Государем Императором, должны быть очищены для общих казённых и частных военных поселян строений…», решено было в 1825 г. Староникольскую церковь разобрать и перенести на кладбище. В этом же документе видим описание церкви: «Чугуевская Староникольская церковь, деревянная, крепкая, одно-престольная, сосуды серебряные и вызлощеные, книг полный церковный круг, при церкви колокольня деревянная крепкая, на ней 4 колокола. Причта: священник Федор Кузнецов, 39 лет, который пришёл в Николаевский храм ещё в 1811 году, окончив курс грамматики, поэзии, риторики, богословия и философии Харьковского коллегиума. Пономарь Иван Мухин, 21 год, диаконское и дьячковское места праздны». Кроме того, при церкви обычно содержались вдовы или дети священнослужителей, получавшие доход умерших мужей или отцов. Приход этой церкви составлял в 1811 году 179 дворов (мужчин – 718, женщин – 905, всего 1623 чел.).

В этом же году  Никольский храм был перенесен на кладбище и там, в память бывшей Соборной Преображенской церкви, освящен в честь Преображения Господня. Туда же было перенесено все имущество. Так появилась слобода Преображенская, которая до сих пор сохраняет это название.

В 1850 г. деревянная церковь, по разрешению военного начальства, была перевезена в с. Вербовка Змиевского уезда (ныне Балаклейского р-на) и там она по-прежнему оставалась Преображенской. А на её месте  в 1854 году  была построена каменная церковь на капитал,  завещанный помещицею госпожой Шаховой, и освящена во имя Божией матери  '' Всех Скорбящих Радости ''. Церковь имела: земли усадебной ¾ десятин, пахотной и сенокосной 33 десятины. Прихожан мужского пола 556, женского пола 578 душ. Причта по штату было положено: священник и псаломщик. 21 июня  1873 г. епархиальным архитектором Даниловым был утверждён проект на постройку новой каменной колокольни и пристройки к  кладбищенской церкви.

В 1874 г. священником в церкви был  Григорий Касьянов, а старостой Иван Чегликов. В этом же году для пристройки к церкви каменной колокольни нанят купец I гильдии Гурефинкель, который в свою очередь передает подряд на постройку колокольни харьковскому цеховому Григоровскому. В 1874 г. колокольня закончена вчернь, но епархиальный архитектор Данилов нашёл отклонения от проекта (недостаточная высота колокольни) и её пришлось перестраивать.

В 1904 году видим священником Николая Алексеевича Сильванского – 42 лет, псаломщиком - Константина Попова – 60 лет, церковным старостой – Петра Лаврова. Священник Николай Сильванский до конца своей жизни служил в Скорбященской церкви и похоронен в церковной ограде.

В 1921 г. эта церковь описана как «каменная, крытая железом, в длину 12 сажен и ширину – 4 саж, дверей – 4, окон больших 9 и 4 полуокна, колоколов 9 шт. Иконостас с 7 иконами большого размера и 21 малого размера. В алтаре престол и жертвенник дубового дерева. На престоле Евангелие в медной оправе». Церковный капитал составлял 9079 руб. Храмовая икона изображает Скорбящую Богоматерь. Величина 3/4 аршина в вышину и 2/4 арш. и 1 1/2 вершка в ширину; риза на иконе серебряно - вызлощенная; одежда Богоматери покрыта жемчугом и множеством камней разной величины и достоинства; наиболее ценные 4 рубина, 4 небольшие бриллианта, 1 алмаз и аметист. Кроме  храмовой  иконы,  госпожой  Мистровою  были  пожалованы  ещё 2 иконы:

1.        Икона Николая Чудотворца в серебряной ризе с вызлощенным венцом, в коем изумруд;

2.        Икона Спасителя в серебряной ризе с 21 камнем восточного белого хрусталя.

Договором  № 55 от 28.07.1924 г. церковь была передана в аренду группе «Живая церковь».

Эта церковь и сейчас является действующей в Чугуеве.

По писцовой книге 1647 г,  второй Николаевский храм находился за  «рекою Зачуговкою: в Казачьей и Станицкой слободе»: в нем «придел Святыя Великомученицы Параскевы, нареченыя Пятницы;  рублена, а в церкви Божие милосердие, образы и книги и ризы - строенье попово и приходское».

Предположительно, что первоначальное построение этого храма принадлежало черкасам,  которые взяли на себя перед царем обязательство построить в городе на свой счет церковь. Этим объясняется,  что храм этот и после черкасов остался на иждивении прихожан. В 1717 году храм сгорел, новый построен в следующем году.

Каменная одно-престольная  Николаевская церковь была построена на средства прихожан в 1803 г. Строительство продолжалось по разным неблагоприятным обстоятельствам 17 лет (с 1785 г. по 1803 г). Прихожане в это же время начали строить каменную колокольню, но, возведя её до половины, по недостатку материальных средств, принуждены были прекратить эту работу, и уже в 1820 г. надстроили её деревом. В продолжение 28 лет деревянная надстройка пришла в совершенную ветхость и разрушение. В 1847 г. бывший корпусный командир, генерал-лейтенант, граф Никитин приказал, чтобы деревянный придел, который соединял церковь с колокольней, заменить каменным, а вслед за тем, предписал сломать деревянную надстройку колокольни и выполнить её из кирпича. В сентябре  1850 г. постройка окончилась. Строительством колокольни руководил архитектор А. Шрадер. 7 октября 1851 г. на колокольню был поднят крест с шаром, а 10 августа 1852 г. был установлен колокол весом 50 пудов 21 фунт, стоимостью 2075 руб. ассигнаций, или 593 руб. серебром, отлитый в Москве по заказу благодетеля, пожелавшего остаться неизвестным.

 На время строительства чудотворная икона Параскевы Пятницы была передана в Успенскую церковь, а по закрытии этой церкви перенесена обратно в Николаевскую церковь.

Образ Спасителя, благословляющего детей, в Николаевский храм пожертвован графом Алексеем Петровичем Никитиным в 1848 г.

Образ Святого Алексея Митрополита пожертвован начальником округов полковником Рубцом в 1848 г.

Отставной обер-аудитор, титулярный советник Иван Григорьевич Яковлев пожертвовал храму 4 ценные иконы.

Иконы  Спасителя и Богоматери, написанные в греческом стиле, по одному рисунку с иконами Харьковского Покровского монастыря, имели то достоинство, что «по золотому полю их  расписаны одежды лиц разными узорами с изумительным  искусством».

Архиепископ Мелентий, при посещении своем этого храма в августе 1839 года, с особенным вниманием рассматривая благолепие означенных икон, произнес: «Я не видел нигде с подобным искусством написанных икон». Инспектор Резервной кавалерии граф Никитин, бывший в этом храме 4 мая 1845 года и также обратив внимание на главные две иконы, сказал: «У  меня в инспекции 300 церквей, но ни в одной из них нет подобных икон»...

Богатое убранство церкви  привлекало прихожан не только из Чугуева, но и окрестных сел. Земли усадебной Зачуговская церковь не имела, пахотной и сенокосной - 33 десятины. Прихожан мужского пола насчитывалось 1224, женского пола - 1405 душ.

 Причта по штату было положено: священник, диакон и псаломщик. Священник и диакон помещались в церковных домах, устроенных на городской земле, псаломщик - в наемном. Из архивных материалов  видим, что в 1824 году диаконом был Иоанн Наседкин, дьячком -  Михаил Протопопов, пономарь Андрей Насеткин. Годовой расход церкви 566, 97 рублей.

А в 1900 году видим уже других священнослужителей:

- Священник Феодор Юшков , 46 лет.

-  Диакон Феодор Антонович Подлуцкий, 60 лет.

-  Исполняющий должность псаломщика, Иоанн Солодовников, 59 лет.

- Церковный староста крестьянин Михаил Шишков. А в 1910 году священником стал Стаховский Платон Григорьевич,  диакон и псаломщик остались те же.

В 1921 г. храму принадлежит 66 кв. сажен земли, сумма церковного капитала – 17685 р., а из священнослужителей – протоиерей Илларион Николаевич Жуков.

Судьба этого священника сложилась трагически. 28.12.1937 г. он был арестован и 16 января 1938 г. расстрелян. Старожилы Зачуговки вспоминают, что забрали его ночью и, узнав об этом, многие плакали, т.к. все очень ценили и уважали священника за доброту и помощь прихожанам.

Долгое время храм находился в запустении и использовался для сушки семян подсолнечника.

В 1955 году этот храм был разрушен, осталось только здание церковно-приходской школы. В настоящее время на этом месте находится общеобразовательная I-II ступеней школа № 4.

             Николаевский  храм  обслуживал не только жителей Зачуговки, но и жителей слободы Клугиновка, которые не имели своей церкви. И только 22 мая 1911 года в Клугиновской колонии глухонемых, заведующим которой был священник Иоанн Чернецкий, состоялась закладка храма, устраиваемого в этой колонии Харьковским отделением попечительства о глухонемых. Церковь строилась по плану Харьковского епархиального архитектора В.Н. Покровского. Большую роль в открытии колонии и строительстве храма при ней сыграл протоиерей ВасилийВетухов. К концу 1911 года церковь почти закончена, а 19 мая 1913 года вновь выстроенный храм был освящён во имя Вознесения Господня. Вот как описывает это событие газета Харьковские Губернские Ведомости: «Чин освящения совершил епископ Сумской Феодор. Редкое церковное торжество привлекло массу горожан и сельчан, переполнивших храм и стоявших сплошной стеной вокруг храма. Присутствовали: начальник местного гарнизона генерал М.А. Фок, городской голова П.И. Лизогубов, а также представители местного духовенства».

В 1918 году церковь сгорела. По воспоминаниям старожилов пожар был таким сильным, что его видно было даже в городе. В следующем году храм был восстановлен, а в 1925 году описывается как «деревянный, размер примерно 50 кв. саж., 10 окон, колокольня, 6 колоколов; в притворе 4 иконы; земли – 50 кв. саж.», а священником в это время был Семёнов Василий Семёнович, 75 лет. В 30-е годы ХХ ст. Вознесенский храм  был разрушен.

                Наибольшее количество храмов за всю историю Чугуева было посвящено в нём Богоматери. Возможно, потому что её заступничество считалось самым действенным. Из чётырёх церквей древнейшая – Рождества Богородицы, построенная в 40-х годах XVII века, находилась в крепости вблизи одной из башен. По этому храму Пречистой девы одни из ворот города назывались Пречистенскими. Около 1712 года, по тесноте крепости, церковь была перенесена за городской вал, «на посад», а в 1725 году – в слободу Осиновую. В 1774 году генерал Илья Варлаамович Булацель, шеф Чугуевского казачьего полка пожертвовал средства на перестройку и покупку всей необходимой церковной утвари. Но приход, состоявший в большинстве своём из раскольников, не давал необходимого дохода и обрёк церковь в ближайшие 50 лет на очень скудное существование. В 1811 году приход составлял 110 дворов, в которых 1049 душ. Введение военных поселений активизировало строительную деятельность и значительно увеличило число православных жителей Осиновки. Уже в 1848 году военное начальство ходатайствовало о постройке новой церкви, которая и была построена на средства прихожан к октябрю 1852 года: «деревянная, о пяти главах с таковою же колокольнею, крепкая, холодная». Её приход насчитывал уже 384 двора с более чем 2-мя тысячами человек. Иконы для этой церкви писал чугуевский иконописец Иван Павлович Бунаков (дядя Ивана Михайловича Бунакова – учителя И.Е. Репина). Репин писал: «Я не видел лучше этого Спасителя его работы. И вообще, в Осиновской церкви – большие картины по стенам, копии с Исаевского собора. Я видал их в 1893 году ещё совсем сохранившимися». Купола церкви были покрашены в зелёный цвет, и вся она утопала в зелени, поэтому в народе её прозвали «зелёной». А по приделу Георгия Победоносца называли ещё и Георгиевской. В этой церкви, вернее в сторожке, находившейся рядом, в 1844 году крестили новорождённого Илью Ефимовича Репина.

                Говоря о причте Осиновской церкви нельзя не отметить династию священников Жадановских. Первый из них Стефан Афанасьевич пришёл в эту церковь в 1810 году, закончив Харьковский коллегиум, и стал со временем старшим священником округа. Его сын, Андрей Стефанович, получив образование в том же коллегиуме, был назначен на место священника в 1852 году, имея уже несколько наград, в том числе «за похвальные действия во время холеры» 1850 года. На стыке веков отправлял службу в храме протоиерей, член благочинного совета Иоанн Жадановский, который умер в 1906 году и был похоронен в ограде Скорбященской церкви г. Чугуева. Один из сыновей и внук отца Иоанна избрали свой путь, став военными, а сын Алексей продолжил дело отца.

                В своих воспоминаниях И.Е. Репин говорит о дьячке Осиновской церкви Яровицком, который обучал его математике. В 1853 году Василию Варсонофиевичу было всего 20 лет, но для подростка Ильи это был взрослый и учёный человек. В то же время дьячком в церкви служил Лука Наседкин, любивший подолгу вести беседы на богословские темы с матерью художника Татьяной Степановной Репиной.   

Церковь являлась действующей до 1961 года. Последним священником в ней числится Яновский Дмитрий Васильевич. В 1961 г. на заседании городского исполкома было принято решение церковь закрыть и разобрать, т.к. «…она расположена между зданиями Чугуевской восьмилетней школы № 3 на расстоянии от одного здания 5 м, и от другого–40 м, что создаёт неудобства в работе школы…».

              И вот в 1962 г. единственная сохранившаяся до нашего века деревянная церковь была разрушена. Сохранилась только церковная сторожка. На месте храма Рождества Богородицы сейчас расположена общеобразовательная школа № 3.

 В настоящее время в Осиновке приспособлено здание под новую церковь.

С 1660 по 1727 г. в городе существовал Успенский мужской монастырь, стоящий в Подгорной слободе. В переписи Чугуева и его уезда значится: «В городе Чугуеве на посаде монастырь мужской во имя Успения Пресвятой Богородицы. В том монастыре: начальствующий игумен Симеон,60 лет, 10 иноков и 8 трудников».

Успенский монастырь образовался по воле царской, старанием бывшего воеводы Абакума Фёдоровича Иовлева и старателя старца Иова Ястребова со всей братией.

26 октября 1662 г. была закончена постройка храма Успения Пресвятой Богородицы. В 1724 г. за укрывательство раскольников Успенский монастырь был упразднён. Указом 11 ноября 1724 г. предписано было игумену Симеону перевести всё принадлежащее монастырю, монахов, кельи, утварь в Лаврентьеву пустынь, где перестроенный он дал пустыни своё имя – Чугуевской Всехсвятской. Монастырский Успенский храм после этого превращён был в приходский и назывался Подгорным, т.к. стоял в Подгорной Успенской слободе. Действовал до 1820 г., пока не был разобран по ветхости.

          Из бесед с местными жителями Успенки было выяснено, что ещё одна Успенская церковь находилась в районе ул. Горького 36 . При постройке погреба были обнаружены остатки захоронений, что дает возможность предположить размещение кладбища и кладбищенской Успенской церкви. Упоминается в переписях 1710 и 1712 годов. В 1731 году он сгорел и восстановлен был в 1791 году. Сохранилось описание этой церкви, датированное 1811 годом: «Церковь деревянная, крепкая, имеет 4 колокола (1-й – 10 пудов, 2-й – 2 пуда, 3-й – 1пуд 20 фунтов и 4-й – 1 пуд)». Приход на это время состоял из 98 дворов, а в них: мужчин – 389, женщин – 482. Священником был Григорий Васильевич Фаворов, дьячком – Иван Васильевич Фаворов и пономарём – Иван Иванович Кузнецов.  Успенская церковь была закрыта в 1824 году.  Книги из храма: Евангелие 1626г., Устав 1745 г. и древний образ Святого Николая поступили в с. Коробочкино, а сам храм перенесен в деревню Сороковку Змиевского уезда, где и был освящен во имя Успения Богоматери. В эту же Сороковскую Успенскую церковь был передан иконостас из упраздненного Преображенского храма.

         Изображений Успенского храма и Успенского монастыря, а также точного местонахождения монастыря нами пока не обнаружено.

            На плане г. Чугуева 1817 года мы видим  вторую церковь в районе Зачуговки. В «Историко-статистическом  описании Харьковской епархии» находим: «В 1791 г. возобновлена была Зачуговская Успенская церковь, перенесена в неё была икона Параскевы Пятницы и в народе церковь называлась Пятницкой. В 1811 году церковь была обновлена и крыта железом. В это же время приход церкви состоит из 43 дворов, а в них: мужчин –174, женщин – 213, всего – 387 человек, в основном живущих рядом с церковью. Священником в церкви Пётр Григорьевич Столяревский, 32 лет; дьячком – Антон Васильевич Попов и пономарем – Стефан Ефимович Фаворов. В 1825 году видим: «Чугуевская Успенская Зачуговская церковь деревянная, крепкая, однопрестольная. Сосуды серебрянные вызлощенные, книг полный церковный круг, при церкви колокольня деревянная, на ней 4 колокола. Причта: дьячок Стефан Фаворов, 52 лет. Места священника и пономаря праздны». В этом же году принято решение о закрытии этой церкви, после чего образ святой Параскевы перенесён с прочей святыней в Зачуговский Николаевский храм, куда причислены и все поселяне, бывшие прихожанами Успенской.

 Из воспоминаний старожилов Зачуговки Богдановой Варвары Григорьевны (ул. Куйбышева, 3) и Смитской Ольги Андреевны (ул. Куйбышева, 26) стало известно, что ещё до рождения их родителей  на этом месте была построена в память о Успенской Зачуговской церкви небольшая кладбищенская каменная часовня - каплычка. Витражи в ней были из разноцветного стекла. Построил каплычку помещик  Шепилов. 3 раза в год, по большим праздникам жители Зачуговки ходили крестным ходом в Кочетокскую церковь и носили святить иконы. Перед Вербным воскресеньем  в каплычку приносили вербу, а святили её в Николаевской церкви.

 И вот в газете Харьковские Губернские Ведомости за 10 апреля 1910 г. находим подтверждение этим воспоминаниям: «Притч и прихожане Николаевской церкви в г. Чугуеве обратились к высокопреосвященству Архиепископу Арсению с ходатайством о разрешении ежегодно на 3-й день Святой Пасхи совершать крестный ход с местным чтимым Святым образом Великомученицы Параскевы Пятницы из Николаевского храма в часовню, находящуюся на месте храма в г. Чугуеве в честь Святой Параскевы».

Сейчас на месте этой каплычки построен жилой дом по адресу: ул. Куйбышева,  №1.

            Меньше всего сведений сохранилось о храме Рождества Христова, построенном в Чугуеве во второй половине XYII века. Стоял он «вблизи Соборного», выстроен был из дубового и соснового дерева на каменном фундаменте. В 1717 году храм сгорел, был восстановлен в 1774 году. На карте начала XIX века этот храм обозначен в районе современного пересечения улиц Р. Люксембург и Кожедуба.

В 1825 году церковь описывается как «деревянная, крепкая, при церкви колокольня, на ней 5 колоколов. Сосуды серебряные вызлощенные, книг полный церковный круг…». Приход храма в 1811 году составляли  124 двора, 1080 человек, очевидно, жители западной части города. На протяжении более чем 30 лет священниками  этой церкви были Наседкины: Пётр Васильевич, Иоанн Петрович и Павел Петрович. Эта семья в четырёх поколениях имела 11 священнослужителей, которые служили в Христорождественской, Зачуговской Николаевской, Соборной Преображенской и Осиновской Рождества Богородицы церквях.

В 1835 году этот храм был упразднён и перенесён в с. Коробочкино, где освящён в честь Успения Богоматери; иконостас перенесён в с. Малиновка, а метрические книги – в Зачуговскую Николаевскую церковь.

-      *     -

 Остаётся добавить, что        сведения из истории храмов Чугуева приходится собирать буквально по крупицам. Всё меньше остаётся в живых людей, видевших своими глазами эти церкви. Очень большое количество архивных документов, фотографий из личных альбомов уничтожено во время войны. А ведь с храмом была связана вся жизнь наших предков, от первого до последнего дня. В храме они крестились, венчались, крестили и женили своих детей. Здесь же над ними звучала заупокойная молитва. Рушился храм в родном городе, селе, - и терялась духовная связь времён, исчезало то, что было незыблемо, свято.

Проникновение в духовный мир наших предков, познание образов  и форм памятников старины особенно важно для подрастающего поколения. Этот мир лепит сознание молодежи не менее, чем события, которыми встречает его современность.

                Нам важно не просто сохранить кусочки старины как некие материальные слагаемые, а сохранить духовное богатство народа, в этой старине отраженное, бережно передаваемое из поколения в поколение. Традиции создали человека по мерке и образу его предков, делая не только современником своей эпохи, но и клеточкой древнего живого тела народа, с его вековыми обычаями.

                Именно поэтому, наша задача разыскать даже то малое, что осталось. Хочется верить, что эта работа поможет возрождению храмов нашего древнего и славного своими традициями города.

 

Категория: