Истоки таланта

Один из известнейших в истории мировой живописи художник-реалист Илья Ефимович Репин родился в нашем городе 5 августа 1844 года. Казалось бы, какая романтика, какая живопись, если ты родился в пригороде Чугуева, слободе Осиновка? Какое будущее могло быть у Репина, сына рядового Чугуевского уланского полка?  Мы знаем Илью Репина в первую очередь как талантливого художника, и редко задаем себе вопрос, что же подвигло мастера на написание той или иной картины. В первую очередь это многогранность творческой натуры Ильи Ефимовича Репина, которая была присуща ему с раннего детства. Кроме того, рядом с будущим художником по какой-то счастливой случайности всегда оказывались интересные и образованные люди. Именно они привили юному художнику интерес к литературе, которая развивала творческое воображение Ильи Репина.

Воспитанием Ильи, в первую очередь, занималась мама - Татьяна Степановна Репина. Женщина необыкновенно добрая, но волевая и мудрая. Свое первое образование Илья Репин вместе со старшей сестрой получил дома. Мама каждый вечер читала детям вслух. Увлечение поэзией и живописью – это от нее. Именно благодаря маме Илья начал рисовать еще в детстве. У Татьяны Степановны были три сестры и два брата, обучавшиеся в школе военных кантонистов. Братья занимались образованием младшей сестры – Татьяны, прививая ей интерес к чтению. В то время Чугуев являлся центром военного поселения, поэтому подготовка  резервов для  армейских  подразделений являлась одной из первоочередных задач. Школьная  программа в школе кантонистов была  обширна  и  многообразна: кроме  специальных  дисциплин  кантонисты  изучали  Закон  Божий, русский  язык, арифметику, геометрию, чистописание, рисование, церковное  пение, судопроизводство, бухгалтерский учет.

В своей автобиографической книге «Далекое близкое» Илья Репин вспоминает: «Маменька рассказывала, что дядя Митя выучил ее грамоте; другие две сестры ее, Груша и Параня, были неграмотны, а маменька с дядей Митей вместе учила все его уроки; они оба проявили большую охоту к чтению, и брат Митя приносил ей книги из библиотеки кантонистов. Особенно они зачитывались Жуковским, и маменька многие из его поэм знала наизусть, например "Громобоя" и др.». Именно Татьяна Степановна открыла в собственном доме своеобразную школу, где, помимо собственных детей, обучались более десятка осиновских мальчиков и девочек. Грамоте, арифметике, чистописанию и закону божьему обучал пономарь осиновской церкви дьячок В.В.Яровицкий.

 Будучи верующими людьми, Ефим Васильевич и Татьяна Степановна Репины часто читали своим детям «Священное Писание» и «Жития Святых». Это повлияло и на творчество Ильи Репина, в четырнадцатилетнем возрасте юный художник поступает на обучение к местному иконописцу Ивану Михайловичу Бунакову, где проявляет себя как яркая индивидуальность имеющая свое собственное виденье и стиль написания религиозных произведений.

Огромное количество сказок и прибауток знал двоюродный брат художника сирота Трофим Чаплыгин, служивший в подмастерьях у портного для военных Алексея Игнатьевича Касьянова, крестного Ильи Репина. Детские воспоминания Ильи Ефимовича Репина пестрят яркими воспоминаниями о брате, как о великолепном рассказчике: «Он знал много сказок, таких занятных, что мы не могли оторваться, все слушали: "Струб-металл - Запечная Искра", "Зеленый" и особенно про царя Самосуда, как заспорили охотник и билетный солдат. Один говорил: "Песня - правда, а сказка - брехня", а другой: "Сказка - правда, а песня - брехня". Долго препирались охотник с солдатом, пока не дошли до дворца царя Самосуда. И царь Самосуд, усадив их по правую и левую руку, длинной историей объяснил им, кто прав».

Вспоминая свои подростковые годы художник писал: «Читал я много и уже давно. Когда еще сестра Устя училась в пансионе Лиманских, у них была библиотека, где мы брали книги. Устя читала вслух, и мы зачитывались романами Вальтер Скотта, перепискою Ивана Грозного с Курбским и многими другими книгами. У Бочаровых также процветало чтение, хотя Иван Бочаров любил более всего сказки. Когда Устя умерла, то офицеры Чугуевского полка давали мне книги из полковой библиотеки, особенно Жуковского, Пушкина, Лермонтова и других». Гораздо позже в одном из писем к Н.М.Уварову Илья Репин напишет: «В 13 лет я уже знал хорошо русскую грамматику и писал даже стихи».

Приехав в Чугуев в 1876 году Илья Репин пишет В.В.Стасову: «Я очень не ошибся, что поехал сюда на зиму; только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными. Свадьбы, волостные собрания, ярмарки, базары - все это теперь оживленно, интересно и полно жизни. Я недавно пропутешествовал дня четыре по окрестным деревням

     Бывал на свадьбах, на базарах, в волостях, на постоялых дворах, в кабаках, в трактирах и в церквах… что это за прелесть, что это за восторг!!! Описать этого я не в состоянии, но чего только я не наслушался, а главное, не навидался за это время!!! Это был волшебный сон.

     Да и сам Чугуев это чистый клад! Не знаешь, на чем остановиться! Но что за оригинальные пейзажи теперь!».

 В этот период в городе уже действуют две библиотеки, мужское и женское классные училища, 8 школ, а также юнкерское училище, в котором имелась прекрасная библиотека. Художник много читает – он подписывается на «Новое время», журналы «Вестник Европы», «Свет», «Пчела». Достает другие журналы и газеты.

Репин не только жадно читал литературные новинки, но и посещал чугуевские публичные лекции. «В Чугуеве есть юнкерское училище, - сообщал он Стасову в мартовском письме, - в котором учителя офицеры, люди очень образованные (не по-офицерски). Так, например, в посту каждое воскресенье здесь читались публичные лекции и очень интересные, особенно: Силаков читал о Тургеневе (чудесно и верно, я не ожидал); Ячный – историю балканских славян; потом по физике, - словом, небезынтересно». Чугуевское пехотное училище резко выделялось среди других военных училищ прежде всего высоким уровнем подготовки преподавателей, известным либерализмом, хорошей библиотекой и прекрасным зданием, в котором сейчас работает художественная галерея.

Нельзя не обратить внимание на то, что за период военного поселения в Чугуеве, стремление к образованию всячески поддерживались со стороны военного руководства города. Проанализировав письма художника, рассказывающие нам о литературных и творческих интересах в Чугуеве, мы можем сделать вывод, что семья Репиных имела доступ к всевозможной литературе, жители города стремились к получению новых знаний и это привело к высокому уровню образованности в Чугуеве.

Репин был уже пожилым человеком, когда открыл у себя еще и талант писателя. После того, как вышла его книга «Далекое близкое», стало понятно: если бы Репин с раннего детства не отдавал все свои силы живописи, то был бы приличным писателем. Именно эта книга является неистощимым источником сведений о жизни и творчестве художника в Чугуеве.

Именно здесь будущий художник познакомился с классиками мировой и отечественной литературы, среди которых Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Диккенс, Байрон, Вальтер Скотт. Уезжая из Чугуева в Петербург, в 1863 году, Илья Репин увозил с собой огромный багаж знаний далеко не характерный для провинциала. Впоследствии Илья Репин неоднократно будет вспоминать время, проведенное в родном городе заполненное самообразованием, которое влекло за собой все новые и новые открытия.  

Сабодаш Е.Н., зав. отделом "Мемориальный музей"

Категория: