Историко-архитектурные исследования застройки Чугуева как источник для атрибуции акварели И.Е. Репина «Вид на школу военных топографов в Чугуеве»

«Пам’яткознавчі погляди молодих вчених XXI ст. (випуск II). Збірка наукових статей пам`яткоохоронної  роботи». Х.: Курсор. 2011. С.146-152.

Бучастая С.И., Литвиненко В. С., Шевченко О.А.

Историко-архитектурные исследования застройки Чугуева

как источник для атрибуции акварели И.Е.Репина

«Вид на школу военных топографов в Чугуеве»

Ранняя акварель Ильи Ефимовича Репина «Вид на школу военных топографов в Чугуеве» по уровню детализации натуры относится к ценным источникам иконографической информации об архитектурных памятниках города Чугуева. В свою очередь, проведенные в последние годы историко-архитектурные исследование дали ряд новых сведений для атрибуции данной графической работы.

Прежде чем раскрыть историю построек, изображенных на данном чугуевском пейзаже кисти Репина, и их функциональные предназначения, следует отметить несколько фактов об истории бытования этого произведения. трактовки его названий, ну и, конечно же, художественных особенностях.

До 1936 г. акварель находилась в собрании Н. Т. Чаплыгина, внучатого племянника Репина, а с 1936 г. поступила в ГТГ. В. Н. Москвинов отмечал, что: «…по-видимому, художник подарил ее своему первому учителю[Трофиму Чаплыгину, отцу Н. Т. Чаплыгина, примечание Л. В.] в знак благодарности за рисовальные уроки» [17, с. ]. Кроме общепринятого авторского названия, в литературе, рассматривающей жизнь и творчество великого художника, например, в монографии Грабаря 1937 г. [12, с. ]  данный пейзаж им назван «Вид юнкерского училища в Чугуеве», хотя Юнкерское училище здание Штабов занимало в период с 1865 по 1918 г. (см. об этом ниже). Из основных каталожных данных по этой работе известно о том, что она имеет размеры – 17,5х23,2 см; бумага содержит водяной знак; нанесены надписи: авторская подпись (на лицевой стороне внизу справа): «И.Рљпинъ» и надпись на обороте (выполненная Репиным, или предыдущим владельцем произведения): «Этот этюдъ рисовалъ профессоръ живописи Илья Ефимовичъ Рњпинъ. Ниже: еще когда не былъ худож». Сюжет акварели достаточно хорошо описал В. Н. Москвинов в статье «По репинским местам Харьковщины», опубликованной во II томе «Художественного наследства» (1948 г.) [17, с. ].: и своей монографии «Репин на Харьковщине» (1959 г.) [18, с. ].  В первом труде он отмечал: «Как свидетельствует репинская акварель, изображающая здание корпуса с сарайчиками и лежащей коровой на переднем плане, мальчик к тому времени научился уже хорошо рисовать». В монографии же он, словно добавляет: «Сохранилась единственная акварель, нарисованная им во время учебы в Топографическом корпусе.<…> На ней изображено здание Корпуса с высокой башней, а также другое каменное здание. На переднем плане — сарай с прогнившей соломенной  крышей и лежащая на траве корова. Говоря об исполнении рисунка, следует отметить, что корова, а также трава на переднем плане и мелкие кустики нарисованы несколько по-детски, робко. Этого нельзя  сказать об остальном: так нарисовать гнилую солому на жердях полуразвалившегося сарая, так построить перспективу всего архитектурного ансамбля мог только очень талантливый, к тому же прошедший какую-то специальную школу художник».  А вот в монографии Е. Н. Евстратовой «Репин», вышедшей в 2009 г. [13, с. ] её автор отмечает: «Внимательно, со всеми подробностями начинающий художник изображает вид родного Чугуева. Эта небольшая работа выдаёт знакомство автора с пейзажами русских живописцев конца XVIII – начала XX века, например, Фёдора Алексеева и его учеников. Репин мог знать их по гравюрам». Ну и, наконец, в статье В. С. Литвиненко «Пейзажи Чугуева в творчестве И. Е. Репина» [16, с. ]  указывается: «На акварели изображен типичный  провинциальный пейзаж, на котором удачно гармонизируют природные мотивы (на первом плане, в левом нижнем углу, изображена мирно отдыхающая корова), со строгой архитектурой – зданием Штабов военных поселений с подведомственными ему постройками, где наряду с другими службами и находилась Школа топографов».

На дальнем плане акварели «Вид на школу военных топографов» изображены здания периметральной застройки южной стороны центральной площади города. В ведомости казенным строениям 1845 года они значатся как «каменный трехэтажный корпус для помещения Штабов» военных поселений и «каменный двухэтажный дом для жительства полкового командира округа с таковым же надворным  строением» [6, л. 152, 154об].

На переднем плане видим общий двор двух «каменных домов для жительства военных поселян с состоящими при них каменными заборами и плетневыми надворными строениями» [6, л.154]  на прилегающей Малой Офицерской улице.

Здание Штабов военных поселений, в котором учился Илья Ефимович, является редким для Украины образцом стиля классицизма и имеет статус памятника национального значения. Здание имеет богатую историю.

 По Высочайше утвержденным в 1819 году планам в числе строений, положенных для полкового города поселенного кавалерийского полка, был корпус для жительства военных кантонистов большого возраста, составляющих учебный эскадрон. Строительство здания началось в 1825 году [6, л.152]. Однако, в  ходе реформирования военных поселений после воцарения НиколаяI кантонистские эскадроны были упразднены. Построенное до половины высоты стен здание в 1827 году пытались перепроектировать под квартиры офицеров [8, л.3-3об ].

Расквартирование в Слободско-Украинской губернии кавалерийского корпуса ускорило строительство. Здание было окончено постройкой 24 сентября 1831 года и приспособлено для размещения штабов 2-го резервного корпуса, 2-й уланской дивизии,  комитета полкового управления Чугуевского полка, а также для жительства 10 офицеров, писарей и служителей [4, л.1]. К середине 50-х годов здесь также разместились штабы 8-ми хозяйственных округов сформированного в 1836 году Украинского военного поселения.

После отмены военных поселений с 1865 года до 1918 в здании размещалось Чугуевское пехотное юнкерское училище, с 1910 получившее статус военного училища [14, с.135-137].  Для проживания юнкеров к зданию были пристроены с востока и запада два дополнительных объема-корпуса, замкнув внутренний двор в каре. Общая площадь здания сегодня составляет около 11 тыс. кв.м.

В послереволюционный период в здании по традиции квартировали войска Красной Армии. С 1943 по 1947 год здание использовалось под Харьковское Суворовское училище, позже передислоцированное в Киев (ныне Киевский военный лицей им. Ивана Богуна) [21, с.102]. 50-90-е годы прошлого века здание занимали части Советской Армии.

Сегодня на памятнике архитектуры проведён первый цикл ремонтно-реставрационных работ и в эксплуатацию сдан первый этаж левого крыла здания, в котором разместилась Художественная галерея - отдел Художественно-мемориального музея И.Е.Репина.

В воспоминаниях «Далекое близкое» Репин говорит о размещенном в здании корпусе топографов. Речь идет о Корпусе военных топографов  - особом формировании генералов, офицеров, гражданских чиновников военного ведомства и нижних чинов, имеющем назначением производить в военное и в мирное время геодезические, топографические и картографические работы. Его состав был немногочисленным. Для руководства работами на места обычно направлялись кадровые офицеры, прошедшие курстопографии и геодезии в училище или академии. Для прохождения стажировки к ним приписывались офицеры из разных полков, имеющие определенные знания и способности к данной работе[15, с.1-3].

Вспоминая своего учителя Финогена Афанасьевича Бондарева «в гусарском унтер-офицерском мундирчике», Репин прямо указывает на то, «что в корпус топографов, куда я попал, были прикомандированы из разных кавалерийских полков топографские ученики, они носили формы своих полков. Вот почему и Бондарев был не в форме топографа» [19, с.76]. Воспоминания Репина подтверждаются архивными материалами, в которых указано, что Финоген Афанасьевич Бондарев был рядовым Лейхтенбергского Гусарского полка [1, л. 778].

Для комплектования Корпуса служили батальоны военных кантонистов. У Репина читаем: «Скоро из других зал мимо нас прошла за своим преподавателем, также топографом, кучка человек из десяти кантонистов; у каждого в руках – писаная тетрадь. Они так бойко  отвечали своему учителю на вопросы быстро указывали места на картах. Всё изучалось быстро, громко и весело …» [19, с.76]. Эти воспоминания подтверждают данные «Статистического описания округов Украинского военного поселения» за 1856 год [22, с.49-50], в котором  упоминаются школы  топографских учеников состоявшие при Штабах Начальников округов из 8 человек каждая. При двух Штабах, расположенных в Чугуеве обучалось 16 человек. Выпускники этих школ зачислялись на вакансии топографов в эти же Штабы.

Устройство военного поселения требовало большого объема топографической работы. В 1844 году в здании Штабов военных поселений  была устроена литографская мастерская «для изготовления планов окрестностей Чугуева, что требуется в больших количествах во время высочайших смотров; для Статического атласа округов; для квартирных карт; для отчетных карт о производимых съемках в округах» [9, л. 414].   

Выступая на  Всероссийском съезде художников в Петрограде в декабре 1911- январе 1912 года, Илья Ефимович вспоминал: «колоссальное здание – теперь оно обращено в юнкерское  училище – это  был  штаб   Украинского военного поселения; в нем был корпус топографов, и когда мне было лет десять – я имел счастье учиться в этом самом корпусе  топографов. В этот  самый  корпус  приезжали инструкторы, и большей частью отсюда, из Петербурга – я не знаю, кто они были, но они  были люди прекрасно  образованные и очень  хорошего  тона  военные. Я три года учился в этом корпусе и видел, как они лежали, вытянувшись  на огромных  планах, и я также  учился  чертить  и  делать  ситуации, планы  и  все чертежные  работы» [20, с.3-4].     

Таким образом, в своих воспоминаниях Репин называет здание Штабом. Название же акварели подтверждает размещение в середине 1850-х годов  в части этого здания школы  топографских учеников.

Исследование строительной периодизации здания Штабов военных поселений позволяет уточнить датировку акварели Ильи Ефимовича «Вид на школу военных топографов в Чугуеве», которая определена в границах 1854 – 1857 годов. Выше уже упоминалось о фактах смены функционального назначения здания, которые приводили к определенным перестройкам. Но, пожалуй, наиболее существенному изменению подвергся общий вид Штабов в 1855 году в связи с надстройкой над средней частью здания бельведера с башнею для установки часов с боем  и часовых колоколов. Проект и смета на постройку были Высочайше утверждены ещё в августе 1850 года, но работы начались только в 1854 году. Постройка была окончена и принята комиссией 30 июня 1855 года [5, л.39]. На акварели бельведер изображен вполне законченным, следовательно, нижняя граница датировки акварели может быть не ранее 1855 года.

          Из изображенных на акварели «Вид на школу военных топографов в Чугуеве» зданий сохранился также каменный двухэтажный дом для жительства полкового командира округа.

Дом был построен по Высочайше утвержденному плану в 1834 году для проживания полкового командира округа [2, л.70].  Поскольку Чугуев входил в 6-й округ Украинского военного поселения, где квартировал Чугуевский уланский полк, то речь идет о командире этого полка. Первым постояльцем был легендарный Изюмов Николай Григорьевич, который прослужил в Чугуевском полку 37 лет, 16 из которых в должности командира.

По некоторым данным [6, л.18] с 1847 года должность квартирующего меняется и в доме проживет командир 6-го округа Рашевский Григорий Иосифович. Возможно именно в этом доме в 1849 году родился его сын - будущий известный художник Иван Григорьевич Рашевский. На момент создания акварели в 1855 году дом занимал начальник восьми округов Украинского военного поселения [10, лл.154об.-155] барон Александр Богданович Энгельгардт [10, л.130].

         Изображенные на переднем плане каменные дома для жительства военных поселян в сопоставлении с картографическими данными 1851 года [3, л. ] и архивными данными о покрытии  в качестве эксперимента черепицею домов,  стоящих «за оврагом напротив площади, где построена  трехпрестольная церковь» [8, л.21], позволяют установить конкретное место работы юного художника.

Эта улица носила название Малая Офицерская [7, л.27-29] (ныне – улица Кожедуба), на ней было возведено шесть домов, объединенных в три двора-связи, имевших каменную ограду с деревянными воротами. Дома отличались фронтоном ломаной формы, что хорошо видно на рисунке. Судя по названию улицы, они были определены как жилье для офицеров, возможно временное. К сожалению, вся линия застройки не сохранилась, противоположная сторона улицы была застроена в послевоенное время, в результате чего репинский вид на Штабы утрачен.

            Таким образом, проведенные исследования истории строительных мероприятий в военных поселениях, возведения и существования отдельных памятников архитектуры г. Чугуева позволили уточнить данные об изображенных на акварели И.Е. Репина «Вид на школу военных топографов в Чугуеве»  объектах, время и место исполнения работы.

 

      1.  ГАХО.-Ф.40.-оп. 105.-д.1320, 1852 г. Метрические книги г.Чугуева.

      2.  Научный архив ХММ И.Е. Репина.-Ф.12.-Оп.1.-Д.2.

      3.  РГВИА. ВУА.-Ф.846.-Оп.16.-Д.22821

      4.  РГВИА. Ф.405.-Оп. 2.-Том.1.-Д.798

      5.  РГВИА. Ф.405.-Оп.7.-Д.2108.

      6.  ЦГИА Украины. Ф.1352.-Оп.1.-Д.259.

      7.  ЦГИА Украины. Ф.1353.-Оп.1.-Д.273.

      8.  ЦГИА Украины. Ф.1353.-Оп.1.-Д.599.

      9.  ЦГИА Украины. Ф.1353.-Оп.1.-Д.910

    10.   ЦГИА Украины. Ф.445.-Оп.1.-Д.201.

 

    11.   Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 гг. в России.-М., 1952.

    12.   Исторический очерк деятельности Корпуса военных топографов в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1855-1880 гг. С.-Петербург, 1880.

    13.   Литвиненко В.С. Пейзажи Чугуева в творчестве И. Е. Репина.//Пам'яткознавчі  погляди молодих вчених ХХІ ст. Вип.1. 2010.

    14.   Москвинов  В. Н. По репинским местам Харьковщины./ «Художественное наследство». Репин, т. II, с.

    15.   Москвинов В.Н. Репин на Харьковщине. Х.: Харьковское книжное издательство, 1959 г.

    16.   Репин И.Е. Далёкое близкое.-М.: «Искусство»,1964.

    17.   Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде, декабрь 1911-  январь 1912.-т. II.-Пг.,1914

    18.   Финансова В.Н., Потькалова О.М. Кадетское братство: Исторический очерк.- К.:КИТ, 2004.

    19.   Цубенко Л.В. Документи з історії військових поселень в Україні.- Харків, 2008.

Категория: