«Орфей» из Чугуева (К 160-летию со дня рождения Василия Репина)

Ежегодно мы отмечаем день рождения Ильи Ефимовича Репина, вспоминаем о том, где, в какой семье родился будущий художник. Но не все знают, что ещё один сын в семье Репиных был талантлив. Благодаря материалам, найденным в архивах, стало известно, что у Татьяны Степановны и Ефима Васильевича Репиных было семеро детей. Двое из них стали гордостью для родителей: один прославился как великий художник, другой посвятил свою жизнь музыке.

Вася Репин был последним ребёнком, который родился в 1853 году, когда матери был уже 41 год. В 1863 году 19-летний Илья уезжает в Петербург поступать в Академию художеств, а в Чугуеве Вася остаётся единственным утешением для родителей. Мальчик растёт любознательным, но особый интерес проявляет к музыке. Приезжая из Петербурга домой, старший брат видит стремление Васи научиться играть на сопилке. И в это же время Вася становится терпеливым натурщиком для брата-художника. Появляется несколько рисунков с изображением Васи, а во второй свой приезд на каникулы, в 1867 году, Илья пишет замечательный портрет своего брата-подростка (Государственная Третьяковская галерея).

Вскоре Илья Репин, по его же словам, «вытаскивает из провинции» и забирает Васю в столицу. Братья снимают квартиру в доме Шмидта на Четвёртой линии, и, по всей видимости, именно там рождается новый живописный образ: в комнате, среди разбросанных книг и нот - молодой музыкант, играющий на сопилке (Государственный Русский музей).  Позже, в 1876 году, появится ещё один портрет брата. Это уже не провинциальный юноша, а музыкант оркестра Мариинского театра в белоснежной рубашке с бабочкой и чёрном фраке (Государственная Третьяковская галерея).

В 1870 году Илья Репин задумывает поездку на Волгу, куда ему предстоит отправиться вместе с художниками Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым. Васильев занимается организацией путешествия и обещает найти средства. Репин, находясь в трудном материальном положении, сомневается в осуществлении задуманного, к тому же на его попечении находится младший брат и для поездки им нужна большая сумма денег. «Слушай серьёзно… через две недели я достану тебе двести рублей, - говорит Васильев, - Собирайся, не откладывай, готовься, и брат твой, этот мальчик нам пригодится. Всё же знаешь, в неизвестном краю лучше, когда нас будет больше». Фёдору Васильеву удаётся раздобыть деньги и все четверо отправляются в дорогу…

Как известно, результатом этой поездки стало создание картины «Бурлаки на Волге», принесшей её автору, тогда ещё молодому художнику, широкую известность. По словам Репина, именно с этого полотна началась его «слава по всей Руси великой».

Через много лет Илья Ефимович Репин вспоминая о путешествии по Волге, писал: «У брата моего была несокрушимая и не заглушимая ничем страсть к музыке. В Чугуеве он овладел в совершенстве только хохлацкой сопилкой и не расставался с ней ни в Петербурге, ни на станции Марьино (близ Харькова), где он служил телеграфистом. Во время сборов в дорогу он сказал, что ему недостаёт только флейты для полного счастья. Флейта была куплена, и теперь на Волге, на палубе парохода, он часто уподоблялся Орфею, которого слушали все, особенно третьеклассные пассажиры и куры, которых щедро кормил повар на зарез. Я немало дивился, как скоро мой Вася освоился с заправским инструментом и как гармонически-бесподобно шли звуки флейты к широким водным и пустынным пространствам. И мы слушали его, забываясь, под шум колёс плоскодонной нашей посуды, как называют на Волге плавучее сооружение…»

Не только музыкой очаровывал Вася своих старших товарищей во время путешествия. У него неожиданно обнаружился ещё один талант. Об этом в своей книге «Далёкое близкое» поведал нам И.Е.Репин: «И вот как-то шутя, артист, чугуевский дискобол, взялся совершенно случайно что-то состряпать к нашему обеду. И что же? Вышло прелесть как вкусно! И с этих пор мы без всякой совести эксплуатировали нашего юнца. Он нам готовил всё лето, и мы восхищались его способностями кулинара».

Илья Репин, как и Вася, с самого раннего детства был неравнодушен к музыке. Вспоминая о поездке на Волгу, он признавался: «В то время я любил музыку больше всех искусств…»

Осенью, вернувшись из путешествия в Петербург, где они не были четыре месяца, братья приступают к учёбе. Илья продолжает обучение в Академии художеств, Василий - в Консерватории.

В 1871 году в стенах Консерватории появляется молодой 27-летний профессор – Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его назначают руководителем оркестрового класса, в котором учится Василий Репин. Старший брат в это время работает над конкурсной программой на Большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира», впоследствии вспоминая, как  «много трагических часов провёл за этим холстом». «Брат мой, музыкант, ученик консерватории, - пишет Репин, - тогда жил со мною. И, придя из мастерской, я снова просил его играть «Quasi una fantasia» («Лунную сонату») Бетховена. Эта музыка опять переносила меня к моему холсту. До бесконечности я наслаждался этими звуками. Ещё, ещё… Он её изучал и играл подолгу; и повторения, особенно прелюдии, меня трогали до слёз… Какое это было счастье…»

Но вот обучение в Консерватории закончено, Василия Репина приглашают в оркестр императорского Мариинского театра в Петербурге. Он виртуозно играет на духовых инструментах – фаготе, гобое, флейте. В Консерваторию возвращается уже в качестве преподавателя по классу гобоя. По воспоминаниям Л.А.Шевцовой-Споре (племянницы его жены), Василий Репин не только играл, но и сочинял музыку.

Благодаря своему старшему брату, Василий стал вхож в семью петербуржского архитектора А.И.Шевцова. Младшая дочь Алексея Ивановича, Верочка, в 1872 году становится женой Ильи Репина, а через несколько лет Василий женится на старшей дочери – Софье. О судьбе их детей известно очень мало. Дочь, названная так же, как и мать, Софьей, в молодости была балериной.

Василий Репин женат был дважды. Илья Ефимович всегда старался оказывать помощь своим родным. Поддержку и покровительство старшего брата ощущал и Василий. Для его сына Ильи, а также для внуков Алёши и Васи репинские «Пенаты» – имение художника под Петербургом, долгое время были родным домом.

Сохранился портрет, написанный И.Е.Репиным в 1916 году (Курская картинная галерея),  где изображён его внучатый племянник Алёша. У картины есть второе название «Эпоха Пушкина». Художник уже в преклонном возрасте снова и снова обращается к пушкинской теме, и внук Василия Ефимовича Репина предстаёт перед нами в образе молодого поэта с вдохновенным лицом и пером в руке.

Об усадьбе И.Е.Репина «Пенаты», где художник провёл последние 30 лет своей жизни, знают все, а вот то, что к югу от Петербурга, в 15 километрах от Гатчины (ныне посёлок Прибытково), находилась дача  музыканта Василия Репина, факт малоизвестный. Деревянный дом был построен в 1888 году на территории усадьбы «Монплезир». В 1889-1890-х годах в летние месяцы там отдыхал вместе со своей семьёй Илья Ефимович Репин. Сохранились письма, в которых он восторгался красотой местной природы. В одном из них он сообщал: «Завтра утром еду на дачу к детям. Какой у них там рай!..»

В 2005 году дом, к сожалению, сгорел. Незадолго до пожара последние владельцы передали в музей-усадьбу «Пенаты» одну из дверей дома, которая была расписана масляными красками на тему басни И.А.Крылова «Журавль и петух», а также украшена двумя этюдами – «Лоси в лесу» и «Цветы». По легенде, бытующей среди местных жителей, автором росписи был Илья Ефимович Репин.

О Репине мы знаем благодаря его огромному художественному наследию, обширной переписке и проникновенным воспоминаниям, а вот о жизни его младшего брата, талантливого музыканта, известно очень мало и лишь некоторые яркие эпизоды описаны в автобиографической книге художника «Далёкое близкое».

Галина Ермошенко, экскурсовод Художественно-мемориального

музея И.Е.Репина

Категория: