Школа военных кантонистов в Чугуеве

Чугуев практически всегда был военным городом. Приметы воинского прошлого нетрудно заметить в городе – это здание военных штабов (позже юнкерское пехотное училище), плац. О Чугуевском юнкерском училище за последний год было рассказано немало. А вот о школе военных кантонистов жителям города мало что известно.

Здание бывшей школы кантонистов я ежедневно вижу из окон музея, сегодня здесь находится «Укрсоцбанк». Заинтересовало меня и само понятие «кантонист», поэтому выписала определение: "Кантонисты - особый вид крепостного состояния, но... принадлежали они не лицу, а известному делу. Дети солдат принадлежали Военному ведомству, дети военнослужителей - ведомству Путей Сообщения, дети матросов - Морскому ведомству. Это была особая каста, обреченная на военную службу. Имелись школы кантонистов, в которых обучали грамоте и мастерству, сродному ведомству. Набирались дети известного возраста, попечение простиралось и на пищу, и на одежду учеников».  Думаю, нужно более подробно рассказать о  внедренной  задолго  до  революции  системе  всеобщего бесплатного  начального  образования. В то время Чугуев являлся центром военного поселения, поэтому подготовка  резервов для  армейских  подразделений являлась одной из первоочередных задач. За  счет  этого  государство  надеялось  в  перспективе  отказаться  от  рекрутских  наборов.

Педагогическая система взаимного обучения, созданная  английскими педагогами А. Беллем  и Д. Ланкастером  и названная по имени последнего  ланкастерской, в начале 19 в. стала очень популярной в Европе. Суть её заключалась в том, что один учитель, привлекая специально проинструктированных старших учащихся начальних классов, может  одновременно обучать от нескольких десятков до двухсот-трехсот человек письму, чтению и счету. При этом педагог лишь  направляет и контролирует работу своих помощников, занимающихся с группами  учеников и наблюдающих  за  порядком  в школе.

Система эта встретила горячее сочувствие передовых людей России. В первые четыре года своего существования (1819-1822) училища взаимного обучения получили довольно широкое распространение. Эти  учебные  заведения  создавались  в  соответствии  со  специально  разработанными  штатами. Денежные  средства  на  их  устройство  выделялись  из  капиталов  военных  поселений.

На  начальном  этапе  организации  округов  военных  поселений  и  проведения  переписи  коренных  жителей  все  дети  мужского  пола  были  разделены на  три  возрастные  группы. В  первую  вошли  дети  до 7 лет (малый  возраст), во вторую – от 7 до 12  лет (средний  возраст), в  третью – от 12 до 18  лет (старший  возраст). Сироты были  отданы на воспитание  своим  родственникам  или «добрым  хозяевам». Все  дети  жили  и  обеспечивались  всем  необходимым  в  своих  семействах  до  7  лет. Кантонисты  среднего  возраста  также  проживали  с  родителями, но они  уже  имели  форменную  одежду  установленного  образца, которую  семья  получала  от  казны. Кантонистам  старшего  возраста  полагалось  первоначально  от  казны  особое  денежное  жалованье. Часть детей  из  этой  возрастной  группы  включалась  в  состав  учебных  эскадронов  и  батальонов, где  они  проходили  военную  подготовку. По  достижении 18-летнего  возраста  кантонисты  продолжали  службу  в  действующих и  резервных  подразделениях, расквартированных    в округах  поселения  полков  кавалерии  и  пехоты.

В отдельную  группу  при  переписи  входили  те  кантонисты (из  числа  юношей  старшего  возраста), которые  по  тем  или  иным  причинам  признавались  негодными  к  строевой  службе. Они  проходили  обучение  различным  ремеслам  в  своих  полках  и  у  вольных  мастеров  в  Москве. По  окончании  учебы  они  должны  были  передавать  свои  знания  и  навыки  в  кантонистских  школах.

Школьная  программа  была  обширна  и  многообразна: кроме  специальных  дисциплин  кантонисты  изучали  Закон  Божий, русский  язык, арифметику, геометрию, чистописание, рисование, церковное  пение, судопроизводство, бухгалтерский учет. Большое  внимание  уделялось  обучению  различным ремеслам. Расписание  школьных  занятий  всегда  составлялись    учетом  участия  кантонистов  в  сельскохозяйственных  работах  и  оказания  посильной  помощи  крестьянским  хозяйствам.

Процесс обучения  происходил  следующим  образом. В  общей  аудитории  размещалось  несколько  групп  учащихся. В центре  каждой  из  них находился помощник учителя  с  указкой. По стенам  развешивались  таблицы с азбукой, и  старший  объяснял  звучание и  написание  букв. Те  из  кантонистов, кто  твердо  их  заучивал, и  мог  складывать  слова, рассаживались за столами № 1 и №2, на которых  был  насыпан песок, приглаженный  катком, и  деревянной  указкой, заменявшей  перо, должны  были  копировать  буквы, нарисованные  на  таблице. На  столах №3 и № 4  перед  каждым  из  учеников  лежала черная  доска, размеченная  красными  линейками  для  написания  слов  гусиным  пером  и  разведенным  мелом. Данная  стадия  обучения  продолжалась  до  тех  пор, пока  учащиеся  не  достигали  определенной  степени  правильности, чистоты  и  аккуратности  письма. Освоившие  это  переводились  затем за столы №5-8, где  выписывали  предложения из  книг. Учащиеся, располагавшиеся  за столами № 9-12, начинали  изучать  цифры, решали  арифметические  задачи; столы № 13-15  служили  для  твердого  усвоения  четырех  действий  над  простыми  числами, ознакомления  с  дробями  и  первой  частью  грамматики.

Вначале  продолжительность  обучения  кантонистов  составляла  11  лет, но  в  1821 г. она  сократилась  на  три  года. Тогда  же  были  изменены  ранее  принятые  возрастные  границы  для  отдельных  групп  кантонистов: в первую (младшего  возраста) включались  мальчики  до  10  лет; во  вторую (среднего  возраста) – от 10 до  14  лет; в  третью (старшего  возраста) – от 14 до 18  лет. При  этом до  14  лет  они  оставались  в  своих семьях, что  позволяло  хозяйству  располагать  дополнительной  рабочей  силой, особенно  при  выполнении  работ  в  домашнем  хозяйстве, на  сенокосе, при  выпасе  скота, во  время  уборки  урожая.

На  начальном  этапе  организации  военных   поселений  было  предусмотрено  обучение  грамоте  и  различным  рукоделиям  дочерей  военных  поселян. Но  на  практике  эти  гарантии  не обеспечивались, а  сам  вопрос  женского  образования  не  получил  развития;  в  этой  сфере  все  по-прежнему  отдавалось на  усмотрение родителей. Руководители  поселений  считали  необходимым  в  первую  очередь  обеспечить  образование  и  военную  подготовку  юношей, сосредоточив на  этом  свое  внимание.

Классные занятия  проводились в объеме 20 учебных часов в неделю, в мастерских  кантонисты  работали  по 26 часов  в  неделю. Три раза в год у кантонистов  были  каникулы: летне-осенние (с 24 июня до 1 октября), зимние (с 12 декабря по 7 января) и весенние («со страстной  пятницы до Фомина воскресенья»). 150 человек расходились по домам, а 50 оставались в полковом  штабе  со сменой  через  неделю  для  обработки  огорода и занятий  верховой  ездой. Каникулярное  время  позволяло  семьям привлекать  своих  сыновей в качестве  помощников по хозяйству, особенно  в  период основных  сельскохозяйственных  работ.

Уделяя  при  подготовке  будущих  солдат  большое  внимание  общему образованию, в  военных  поселениях   не  забывали  и  о  воспитании  физическом, делая  при  этом  основной  упор  на  плавание. Конечно, здесь  наблюдались  значительные  перегибы: плавать  кантонистов  заставляли  ежедневно, начиная  с  первых  дней весны  и  заканчивая  поздней  осенью, при  этом  начальство  не  обращало  внимания  ни  на  какую  погоду.

Для  лучшего  усвоения кантонистами  нелегкой  солдатской науки, начиная  с  момента поступления  их в  учебные  батальоны  и  эскадроны, подростков  назначали  в  различные  наряды; причем, попасть  в  наряд можно  было  как  в  порядке общей  очереди, так  и  за  какую-либо  провинность. Провинившихся  кантонистов  назначали  в  помощь  к поварам-солдатам  на  кухню  для  чистки  картофеля  и  колки  дров, для  поддержания  огня  под  котлами  или  хлебопеками. Назначали  посыльными  в  канцелярию, для  уборки  и  топки  печей  в  ней; посылали  дневальными  в  баню  или  для  очистки  огромного  двора. Кроме  того, за  невыполнение  школьных  заданий  заставляли  мыть  в  классных  комнатах  полы  опилками.

Завершая рассказ  об  обучении  кантонистов, необходимо  вспомнить об их  учителях. Преподавателями  школы  старались  направлять  тех, у  кого  образовательный  ценз  был не ниже курса духовной семинарии  или  соответствовал, по крайней мере, пяти – шести  классам гимназии. Большинство учителей  назначалось из кантонистов, хорошо усвоивших   учебную  программу  и  отличавшихся  примерным  поведением. Согласно приказу Аракчеева, отлично  успевающие  ученики направлялись  для  соответствующей  подготовки в Военно-учительский институт, расположенный  в  Санкт-Петербурге, или же в гимназию, а по их окончании производились в учителя школ военных  поселений.

Неудивительно, поэтому, что обучение у таких учителей в течение почти десяти лет приносило весьма значительные результаты.   О качестве  преподавания  в  некоторых  школах  военных  поселений  писали  и  некоторые современники, утверждавшие, что «в то  время не многие офицеры в армии  знали  то, что знал  кантонист, окончивший школу».

В целом  система образования, получившая  развитие  в  военных  поселениях, позволяла  реализовать  программу  по  введению  обязательного  всеобщего  начального  образования  и  увеличить  число  грамотных  поселян. Кроме того, армейские  подразделения  получали  кадры  хорошо  подготовленных  младших  офицеров.

Шевченко Ольга Алексеевна, зам. директора музея по научной работе

Категория: