"Вот повести минувших лет..." или когда возникает Чугуев

"Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро.
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют".

А.С. Пушкин. "Борис Годунов"

В этом году чугуевцы отмечают 370-летие своего города. Этот возраст отсчитывается от того момента, когда Яков Острянин со своим отрядом в конце 1638 года прибыл на старое Чугуевское городище и заложил на нём дерево-земляную крепость-острог согласно московского типового плана. Но сам факт того, что крепость была основана на старом, заброшенном в давние времена городище, которое, помимо остатков укреплений, передало в наследство новым поселенцам и само имя поселения, вполне обоснованно ставит перед нами ряд вопросов. Когда же впервые облюбовали люди данную территорию, кем были древние поселенцы, как выглядело созданное ими поселение, что заставило их уйти с обжитой, обустроенной территории нынешнего Чугуева? Чётких ответов на поставленные вопросы не было ни у поселенцев 17 века, возобновивших жизнь на старых руинах, ни у наших современников, продолжающих населять Чугуев.

Интерес к древностям, к своим корням людям был присущ всегда. Но отсутствие письменных свидетельств и сложившейся археологической науки столетиями не давали возможности дать ответ на вечные вопросы. Относительно Чугуева мы встречаем некоторые сведения у летописца Слобожанщины Филарета (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский (1805 – 1866 гг.) – известный богослов и историк церкви, оставивший нам Историко-статистическое описание Харьковской епархии). Филарет собрал определённые сведения относительно нахождения в 19 веке на территории Чугуева древних вещей. В частности, он пишет, что «…на землях древнего Чугуева в разное время были найдены: Римская монета владычества Кесаря Августа, черепки глиняной посуды в полдюйма толщины, медные стрелы, алебарда, или секира, и разные вещи давно бывших народов». Никаких конкретных, подтверждённых научно, данных относительно древних обитателей Чугуева мы не находим. Учёные различных поколений причисляли чугуевские древности то к скифскому, то к раннеславянскому, то к древнерусскому периодам истории, но ни одно из этих предположений не было подтверждено фактами.

Впервые документальные свидетельства относительно принадлежности древнего населения были получены в результате проведённой шурфовки в историческом центре Чугуева в 1996 г. В одном из шурфов в районе площади Ленина археологи обнаружили древние отложения, в которых находились фрагменты кухонной и тарной посуды, а также часть каменного жернова. Найденные вещи были хорошо знакомы специалистам, которые безошибочно узнали в них древности, относящиеся к салтово-маяцкой археологической культуре 8 – 10 вв. Носителями этой раннесредневековой культуры являлись представители алано-булгарского полиэтничного образования, входившего в те далёкие времена в состав Хазарского каганата.

К сожалению, незначительный объём исследований по-прежнему оставлял множество вопросов: были ли алано-булгары единственным населением, проживавшим на территории Чугуева в древности и они ли возвели укрепления Чугуевского городища? Тем более множество вопросов оставалось относительно самих алано-булгар: их быта, обычаев, социальных отношений и пр. По-прежнему не было известно границ древнего поселения, характера оборонительных сооружений, жилых и хозяйственных построек. Была очевидной необходимость продолжения исследований. Они стали возможны спустя восемь лет.

С 2004 года г. Чугуев и прилегающая к нему территория исследуются как широкими археологическими разведками, так и стационарными раскопками. В самом городе на сегодняшний день раскопками исследовалась лишь небольшая часть городища. Но, несмотря на дефицит финансирования, результаты изучения позволили приоткрыть многие затерянные страницы истории древней чугуевской земли.

Стало доподлинно известно, что строителями древней Чугуевской крепости были алано-булгары, пришедшие на эти благодатные земли в сер. 8 века н.э. Именно с этого времени в историческом центре Чугуева начинает существовать первое укреплённое поселение, возраст которого на сегодняшний день составляет как минимум 1250 лет.

Крепость в историческом центре современного Чугуева уже в те далёкие времена являлась административным и социальным центром для населения, обитавшего на прилегающих территориях. Именно здесь алано-булгары укрывались в случае возникновения опасности, исходившей, как правило, с левобережья Северского Донца – степных территорий, откуда приходили кочевые племена. В грозные времена древнее чугуевское население, забрав с собой самое необходимое, спешило укрыться за каменными укреплениями и переждать очередной опустошительный набег. Кочевники хозяйничали в опустевших сёлах, но надолго, как правило, не задерживались и к осаде или штурму укреплений не приступали, спеша возвратиться к своим стадам и кочевьям с добычей. Опасность миновала и укрывшиеся в крепости люди возвращались в свои сёла, возобновляя мирную жизнь, возделывая землю, занимаясь охотой и рыболовством, выпасая скот.

Суровый уклад жизни в древности диктовал свои реалии, которые заставляли алано-булгар быть искусными воинами, составлявшими достойную часть войска Хазарского каганата. Отчасти будучи потомками воинственных сармат, они имели прекрасное вооружение, а оружием, наряду с мужчинами, владели и женщины.

Аланы, пришедшие сюда с Северного Кавказа, принесли с собой архитектурные навыки возведения фортификаций и иных построек, прекрасную технику изготовления высококачественной керамики, металлургию и кузнечное ремесло, ювелирное искусство и пр. Когда исследуешь археологические слои салтово-маяцкой культуры, то невольно ловишь себя на мысли, что находишься совсем не на северо-востоке Украины, а в Дагестане или Осетии: из земли возникают типичные кавказские кувшины, украшения и иные предметы, знакомые нам по картинам, изображающим восточных красавиц, набирающих воду у горного источника. Что же заставило это население покинуть свои исконные земли и переселиться в долину Северского Донца? Наука на сегодняшний день не даёт однозначного ответа. Высказываются мнения относительно причин совершенно разные – от природных катастроф до принудительного переселения центральной властью Хазарского каганата искусных в воинском деле алан с целью укрепления северо-восточной границы государства. Но наиболее вероятными являются доводы, согласно которых часть аланского населения была вынуждена покинуть разорённые продолжительными арабо-хазарскими войнами земли предков и искать новую родину на севере. Привычный нагорный ландшафт, урожайные почвы, обилие дичи и широкие пастбища в пойме Северского Донца привлекли их внимание. Здесь они нашли для себя новую родину, мирно сосуществуя с соседними в основе своей славянскими племенами. В процессе продолжительного сосуществования появлялись смешанные браки, перенимались лучшие черты культуры. В результате во время раскопок исследователи наблюдают как славянские, так и алано-булгарские черты в одном и том же жилище, сосуде и др. Поселения славян и алано-булгар порой находились на расстоянии прямой видимости, что вряд ли можно расценивать как противостояние этих народов и их культур.

На территории современного Чугуева на сегодняшний день, помимо укреплённого центра в районе площади Ленина, известны обширные алано-булгарские поселения, занимавшие Зачуговку, территорию от поймы Северского Донца на востоке, нынешнего базара, автостанции и далее до ул. Якира на западе и до ул. К. Либкнехта на юге. Также алано-булгарские древности встречаются в районе парка Молодёжного и на левобережье Северского Донца у Ростовской трассы и дороги на Малиновку. Несмотря на широкую географию древней заселённой зоны до сих пор, к сожалению, не выявлено ни единого могильника того периода. Для исследователей древний могильник является серьёзным источником сведений. К примеру, старинные захоронения способны ответить на такие вопросы как религиозные представления наших предков, состав их семей, продолжительность жизни, дать социальную и антропологическую характеристики, представления о рационе питания, характере болезней и уровне медицины, предоставить образцы вооружения и одежды и многое, многое другое. При таких значительных заселённых в древности площадях могильники также должны быть обширными. В раннем средневековье не было единого обряда погребения. Различные группы поселенцев хоронили своих сородичей согласно обычаям отдельно взятой общности. Поэтому на территории Чугуева могут обнаружиться захоронения, как в устроенных подземных катакомбах, так и кремации, помещённые в древние сосуды. Но в любом из этих видов обязательно будут присутствовать сопровождающие древние вещи: оружие, предметы быта и конское снаряжение.

Не установлены причины, по которым древний Чугуев был покинут своими обитателями. Скорее всего, причиной этому стало ослабление и последовавший упадок Хазарского каганата. Орды кочевников с востока всё больше беспокоили оседлое алано-булгарское население. Основная масса поселений на Северском Донце в этот период опустела. Население отошло на земли набиравшей силу Руси и смешалось с её племенами. Немногочисленные же оставшиеся покорились степным владыкам. Во времена половецкого владычества некоторые из этих поселений известны нам по древнерусским летописям как города Шарукань, Сугров, Балин и Чешуев, а их алано-булгарское население известно на Руси под именем ясов. Соотносится ли один из упомянутых городов с Чугуевским городищем? Продолжает ли поселение в Чугуеве существовать в этот период или приходит в запустение? На это смогут ответить лишь результаты дальнейших археологических раскопок. На сегодняшний день известно лишь, что летописные города действительно находились в том же регионе, что и нынешний Чугуев. Об этом говорят следы похода против половцев князя Владимира Мономаха и его не менее славного сына князя Мстислава Великого в начале 12 в., недавно найденные совсем близко к нашему городу – в посёлке Кочеток.

Есть ещё одна маленькая деталь, дающая намёк на перспективу поиска следов существования поселения и в более позднюю эпоху – во времена существования Золотой Орды. Во время раскопок возле Торговых рядов древняя чугуевская земля отдала в руки археологов медную татарскую монету «пул». В настоящее время она изучается исследователями.

Поэтому работу по изучению древнего прошлого Чугуева можно считать едва начатой. Множество тайн хранится под ногами чугуевцев. Эти страницы нашего прошлого скрыты землёй, которая хранит их долгие столетия. Наша задача состоит в том, чтобы сберечь эти бесценные источники информации, которые, к тому же, нельзя изучить дважды. Земля предоставляет такой шанс только один раз. Стоит небрежно отнестись к ней – просто «перелопатить» или не понять древнего тайного «кода» культурного слоя, которым обладают люди со специальными знаниями – археологи, и та или иная страница истории исчезает навсегда и безвозвратно. Как нельзя дважды прожить жизнь, так нельзя дважды вскрыть землю, не потеряв её информационную ценность. Насколько человек бережливо относится к прошлому, настолько он достоин будущего, правильно выстраивая настоящее. И чугуевцы, обладая столь богатым культурным наследием, бесспорно достойны большого будущего своего славного города.

Свистун Г.Е., старший научный сотрудник музея

 

Категория: