Подарок музею!

Накануне майских праздников мы получили подарок от друга нашего музея – Людмилы Полуэктовой, за что ей наша искренняя благодарность. На этот раз музейное собрание пополнилось набором спичечных этикеток «40 лет Великой Победы». В набор входит 28 этикеток с изображением репродукций известных советских агитационных плакатов, с изображением военных наград времен Второй мировой войны. Рисунки для этикеток были созданы художником-графиком Васиным В.И. Стоимость набора на момент изготовления составляла 20 коп.
Спичечная этикетка появилась задолго до появления конвертов, марок, фотографий. Еще в начале XIX века, вместе с массовым распространением спичек, возникает и их коллекционирование, которое позже получит название филуменистики или филумении. Долгое время на спичечных этикетках владельцы спичечных фабрик печатали собственную информацию - адрес фабрики, информацию о качестве и назначении спичек. Но после революции и полной национализации в СССР спичечные этикетки спичечных фабрик резко изменили свое оформление. На этикетках стали печатать идеологические призывы и лозунги, рекламу продукции и услуг. Содержание спичечных этикеток тщательно проверялся соответствующими государственными органами. Изображение на этикетках призвал хранить сбережения в Сберегательных кассах, или посвященным партийным съездам или конференциям трудящихся. В 20-х годах ХХ века на этикетках появилась реклама периодических изданий, кино, цирка, книг и тому подобное. В 1926 году действовала инструкция "По акцизам зажигательных спичек", утвержденная Наркомфином, которая предусматривала наличие на спичечном коробке наименование фабрики, ее местонахождение и предельной цены. Каждую спичечную этикетку утверждали резолюцией "Соответствует разрешенному Горлітом оттиска в печать". Только в середине 1950 годов цензура была снижена. Появилось огромное количество этикеток, которые отражали все сферы жизни советского общества, от бытовых предметов до полета в космос.
Расцвет філуменії в СССР приходится на 1960-80-е годы, когда Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, на которой печатались этикетки для большинства спичечных фабрик, выпускала специальные наборы для филуменистов. Кстати, подаренный нам набор был напечатан именно на этой фабрике. Аналогичные наборы выпускали также и прибалтийские фабрики, печатавшие свои этикетки самостоятельно. В конце 1980-х производство наборов для коллекционеров было прекращено (частично, из-за перехода многих фабрик на производство спичек в картонных, а не шпоночных коробках).
После распада СССР спичечные этикетки несколько снизили свое идеологическое влияние, но появились и новые направления такие как предвыборная реклама, или реклама услуг. На сегодня филумения развивается в Украине во многих регионах. Одним из самых известных является львовский центр.

Подготовила Наталья Полуэктова