Женщины рода Репиных – военные поселянки Украинского военного поселения

С.И. Бучастая

г. Чугуев, КУ «Художественно-мемориальный музей И.Е.Репина»

 

Женщины рода Репиных – военные поселянки Украинского военного поселения.

Создание военных поселений в Российской империи в первой половине XIX века предполагало выделение определенной территории, замкнутой в отношении управления и хозяйственного развития. Экономической основой самообеспечения армии здесь становилось крестьянское хозяйство военных поселян[1]. В поселении кавалерии на территории Харьковской губернии (Украинском), существовавшем с 1817 по 1857 год, главой хозяйства был военный поселянин-хозяин, проживавший со своей семьей в отдельном доме. В разряд хозяев переводились местные государственные крестьяне или казаки. На одном дворе с ним стоял дом его помощника (резервного), также жившего с семьей. Зачастую к этому же хозяйству приписывалась ещё 1-2 небогатые семьи. Приветствовалось сохранение близких и дальних родственных связей.

В домах хозяина и помощника квартировали солдаты (иногда с семьями) действующих эскадронов, которые получали от хозяина питание и были обязаны помогать в хозяйстве в свободное от службы время. Мужчины старше 45 лет или неспособные нести службу по состоянию здоровья,  зачислялись в инвалиды. Они исполняли подсобные несложные работы. Таким образом, выделенный участок земли обрабатывался коллективом людей взаимозаменяющих друг друга в полевых работах, но ведущих отдельное домашнее хозяйство. Нередко во главе такого коллективного хозяйства становилась  женщина – вдова хозяина, хотя в официальных списках «хозяином»  числился её неженатый сын. После реформы 1826-27 годов увеличилось число хозяйств основанных не на земледелии, а на предпринимательской деятельности поселян – занятиях ремеслом, оказании услуг, торговле и т.д.

Положение женщин в иерархии обязанностей военных поселян определялось законодательством о военных поселениях[2]. Жены представителей всех перечисленных социальных групп участвовали в общественных хозяйственных работах: были гребцами на сенокосе, вязали снопы во время жатвы хлеба,  выполняли несложные строительные работы по обмазке и побелке зданий, занимались ремеслами и прочее. Кроме того, естественно, они вели собственное домашнее хозяйство. Причем, контроль за таковым и чистотой в доме осуществлялся регулярно со стороны местного поселенного начальства.

         Законодательно приветствовалось и финансово поощрялось вступление в брак с военными поселянками коренных жителей или солдат действующей части, которые могли унаследовать роль хозяина в семье жены-поселянки. Брак коренной жительницы и военного поселянина давал право невесте на денежное приданное и провиант от казны. Желание же военной поселянки выйти замуж за пределы округа поселения оплачивалось специальным денежным сбором в пользу поселения до 1849 года[3]. Браки заключались по обоюдному согласию, но с уведомлением полкового штаба.

Вдовам поселян-хозяев давались определенные гарантии. До замужества или пожизненно они оставались жить в своих домах и получали пропитание от нового хозяина, принимая участие во всех домашних работах. Вдовы, у которых не было хозяйства, отдавались на попечение родственникам или отдавались в услужение по их согласию к другим поселянам. Тем, кто не в силах был заработать пропитание себе и детям, назначалось пособие из редств поселенных эскадронов.

При создании поселений декларировалось намерение давать начальное образование и основы рукоделия дочерям военных поселян, но на практике это не осуществилось. Образование в специальных кантонистских школах получали только мальчики.

Великий русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в семье военных поселян Ефима Васильевича и Татьяны Степановны Репиных. Местом его рождения был дом бабушки в живописном предместье города Чугуева. Его ранние детские впечатления сохранили образ бабушки Репихи – старой казачки Настасьи Титовны Репиной, которая заведовала хозяйством: «Домом правила бабушка. Широко замотанная черным платком, из под которого виден был только бледный крупный нос, она с раннего утра уже ворчала и бранилась с работниками и работницами, переворачивая кадки и громадные чугуны, проветривавшиеся во дворе»[4]. Архивные документы подтверждают, что в 1845 году бабушка художника вела хозяйство, закрепленное за её неженатым сыном поселянином-хозяином Иваном [5].

Отец художника в этот период не имел своего дома и проживал в небольшом флигеле на одной усадьбе с матерью и младшим братом, составляя с ними одно хозяйство. Земледелием Репины не занимались, их хозяйство составлял постоялый двор, взятый в аренду у военного поселения, и торговля. «Отец мой, билетный солдат, с дядей Иваней занимались торговлей лошадьми и в хозяйство не мешались»[6]. В доме бабушки жила также одна из тёток Ильи Ефимовича – незамужняя Матрёна Васильевна. Её обязанностью было зазывание проезжающих на постоялый двор. «Бывало, зимою, под вечер, в большой мороз, тетка Мотря, плотно закутанная, с фонарем в руках давно уже поджидает у ворот проезжающих»[7].

Когда отец уходил в поход семья беднела. Мать художника, Татьяна Степановна,  занималась ремеслом - шила на заказ шубы. Объем заказов позволял ей нанимать соседских женщин для выполнения работы. Но это не решало всех проблем, и мать вынуждена была выполнять общественные физически тяжелые работы, что воспринималось в семье как несчастье.

Необходимо отметить, что Татьяна Степановна была, безусловно, человеком одаренным и дети были обязаны именно ей развитием своих творческих способностей. Несмотря на то, что девочкам в военном поселении образование не давалось, Татьяна Степановна смогла получить начальные знания с помощью своих братьев Федора и Дмитрия Бочаровых дослужившихся впоследствии до офицерских чинов (Дмитрий получил к тому же дворянское звание). В школе кантонистов применялись метод педагога Ланкастера или метод взаимного обучения - учебная система, на основании которой лучшие ученики под наблюдением учителя обучали слабейших[8].  Братья передали сестре не только знания, но и азы преподавательского мастерства. Поэтому Татьяна Степановна смогла дать домашнее образование не только своим детям, но и организовала в своем доме школу для соседских детей. Она поддерживала Илью в его желании учиться рисовать. Старшая дочь Устинья была определена в частный пансион[9]. Детям с детства прививалась любовь к чтению и познанию. Сестра, как и мать, оказала большое влияние на формирование характера Ильи Ефимовича. Она была другом, ценителем и критиком его первых произведений, первым заказчиком живописных картинок. Смерть пятнадцатилетней сестры в 1857 году так поразила душу художника, что спустя многие годы, стала эмоциональным толчком в написании лучшей академической картины Репина «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.).

Женщины первой степени родства к Илье Ефимовичу Репину принадлежали к социальным группам военного поселения, чем определялся быт и повседневные занятия детей в семье. Но традиции казачества, авторитет самообразования и упорного труда по достижению жизненных целей поддерживались в семье матери художника. Образованность же матери, родственные связи с офицерскими и дворянскими семьями утвердили юного Илью Репина в стремлении к получению специального образования и обретению более высокого социального статуса.

 


[1] Ячменихин К.М. Армия и реформы: военные поселения в политике российского самодержавия / К. М. Ячменихин. – Чернигов, 2006. – С. 59.

[2] Проект учреждение о военном поселении регулярной кавалерии.  СПб., 1817 – 1822. Ч. 1 – 3.

[3]Кандаурова  Т.Н.  Социальная  организация  военных  поселений  в  России  //Вестник  Московского университета.  –  Серия  8.  История.    –  1997.  –  №  4.  –  С.  71.

[4] Репин И.Е. Далекое близкое / Илья Ефимович Репин. – М.: Искусство, 1964 – С. 31.

[5] Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве, ф. 1323, оп. 1, д. 344, л. 178.

[6] Репин И.Е. Далекое близкое / Илья Ефимович Репин. – М.: Искусство, 1964 – С. 32.

[7] Там же. – С. 45.

[8] Ячменихин В. К. Реформа низшего военного образования в России первой трети XIX  века / В. К. Ячменихин // Философский век. Альманах. – Вып.6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение. – СПб., 1998. – С.163.

[9] Репин И.Е. Далекое близкое / Илья Ефимович Репин. – М.: Искусство, 1964 – С. 92.

 

Категория: