«Геркулес в искусстве» (к 150-летию со дня рождения художника Валентина Серова)

               «Геркулес в искусстве» (к 150-летию со дня рождения художника Валентина Серова)

Тоша – так называли Валентина Серова все его родные и друзья. Происхождение этого домашнего имени простое – производное от ласкового Валентоша. Родился он в семье музыкантов, сам обладал исключительным слухом, но с раннего детства проявлял огромный интерес к изобразительному искусству и мечтал учиться живописи.

В шесть лет мальчик остался без отца и вскоре мать, Валентина Семёновна, желавшая помочь сыну в осуществлении мечты, отвезла его в Мюнхен на обучение к знакомому немецкому художнику Карлу Кёппингу. В течение двух лет он давал мальчику уроки рисования. Осенью 1874 года мама с сыном переехала в Париж, как только узнала, что там поселился Репин.

Знакомство Серовых с молодым художником Ильёй Репиным состоялось ещё в Петербурге в конце 60-х годов. Их квартира часто превращалась в концертный зал, где собирались любители музыки. Репин вспоминал: «В первый раз я слышал старика композитора, исполняющего свою оперу перед публикой… Всё было выразительно, увлекательно, понятно от слова до слова».

20 января 1871 года Репину сообщили о смерти Александра Николаевича Серова. «Мы быстро собрались,…  летели и скоро уже переступали порог кабинета маститого композитора… Вечная страшная тайна!... Комната была хорошо освещена. Страшно, жутко. А отчего? Это – он. И ничего страшного. Ну, точно спит… даже неловко стоять и глядеть на него… Это лежал герой классических картин. Да, это не кто другой, как великий музыкант-композитор. Были мы и на похоронах, несли на руках гроб до самой Александро-Невской лавры…»

Вскоре скульптор Марк Антокольский сообщил Репину, что Валентина Семёновна Серова хочет заказать ему портрет мужа. Молодой художник принял предложение: «В назначенный час я явился в знакомую квартиру Серова, и меня с самого порога охватила тоска…

В небольшой  столовой сидела хозяйка-вдова, постаревшая за это короткое время до неузнаваемости… Атмосфера горя и скуки была до того убийственна, что хотелось вырваться и выбежать поскорее на улицу, но я сел.

Валентина Семёновна стала извиняться, что напрасно меня обеспокоила: портрет уже взялся писать Николай Николаевич Ге. Ге был другом покойного и хорошо его помнит.

Да, да! Я был рад, что скоро могу уйти из этой юдоли печали».

Тогда атмосферу тоски смог развеять только шестилетний сын Серовых. Репин вспоминал: «Он бойко прыгал по диванам, стульям и всем весело заглядывал в глаза, дёргая за полы или рукава, - словом, всеми силами хотел произвести бурю в этой застоявшейся тишине. Он и не думал стесняться моим присутствием. Он быстро подскочил ко мне и очень дерзко, весело и ясно взглянул мне в самую душу своими серыми блеснувшими глазами.

«Ого! Что за чудо, - подумал я, - какой знакомый взгляд! А, это взгляд отца! Как он похож глазами! Верно, и характером будет такой же подвижной!» - мелькнуло у меня.

Но я ошибался: В.А.Серов был в жизни полная противоположность своему отцу».

Тем не менее, Репин отмечает, в какой благоприятной атмосфере воспитывался мальчик: «Исключительной огромной просвещённостью в деле искусства обладал весь тот круг, где Серову посчастливилось с детства вращаться. И то значение, какое имел для искусства его отец, и та среда, где жила его мать, - всё способствовало выработке в нём безупречного вкуса».

Илья Ефимович начал заниматься с мальчиком в своей парижской мастерской. Несмотря на огромное расстояние, которое ему приходилось преодолевать, Валентин не пропускал ни одного занятия. «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, - вспоминал учитель, - что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке, - там был ребёнок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело… я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве».

Из Франции Репин с семьёй уезжает в Россию. Почти год живёт в Чугуеве в родительском доме. В это время В.С.Серова с сыном селится в Киеве, где тринадцатилетний мальчик посещает рисовальную школу под руководством Николая Мурашко – друга И.Е.Репина по Академии художеств. В 1877 году И.Е.Репин переезжает в Москву, а через год к своему учителю приезжает Валентин Серов. На протяжении трёх лет в московской квартире художника живёт и его повзрослевший ученик. Репин окружает подростка отеческой заботой, делится своими знаниями и мастерством. Редкая наблюдательность и необычайная работоспособность помогают в полной мере раскрыться природному дарованию молодого живописца.

Связь Репина и Серова была достаточно крепкой. Отправляясь на Украину собирать материал о запорожских казаках, Илья Ефимович берёт с собой и своего ученика. Эта поездка дала очень многое двум художникам. Репин вспоминал: «Мы долго бродили по Хортице, казавшейся нам выкованной из чистого палевого золота с лиловыми тенями, слепившего нам глаза на раскалённом солнце, - это впечатление создавали густо покрывавшие большие пространства палевые иммортели. Осматривали мы старые, уже местами запаханные колонистами запорожские укрепления…»

Осенью 1880 года Серов поступает в Академию художеств. На этом настаивает Репин и рекомендует ему обучение у профессора Академии, выдающегося педагога, живописца Павла Петровича Чистякова. Через много лет Валентин Александрович признается своему учителю: «Да, единственно Ваше мнение в Академии было для меня высоко и дорого». В Академии Серов проучился до 1884 года. Получив малую серебряную медаль за натурный этюд, он решил оставить учёбу и заняться свободной темой.

Судьба Серова, как и судьба Репина, на определённом промежутке жизни была связана с подмосковным имением Абрамцево, которое принадлежало богатому промышленнику и известному меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Там ставилась частная опера, над эскизами декораций трудились Врубель и Коровин, была мастерская майолики. Валентину Серову с детских лет полюбилась окружающая природа с рощами, полянами, оврагами и перелесками. Всё это вдохновляло художника и приносило ему первые творческие успехи. В возрасте 22-23 лет он уже создаёт произведения, которые становятся классическими в русском искусстве.

Когда Валентин проводил время в Абрамцево, его окружали девочки-подростки, племянницы хозяина усадьбы. Но никогда он не проявлял даже детской влюблённости. Репин в своих воспоминаниях писал: «Исполняя всевозможные просьбы очаровательных сверстниц, он оставался строго корректным и шутливо суровым». Все настолько привыкли к серьёзному характеру молодого художника, что никогда не подтрунивали над ним, относились с уважением. «Он был вообще молчалив, серьёзен и многозначителен. Это осталось в нём на всю жизнь. И впоследствии, уже взрослым молодым человеком, Серов, кажется, никогда не увлекался ухаживанием за барышнями. О нём недопустима мысль - заподозрить его в разврате, - вспоминал И.Е.Репин, - Ничто его не брало. И как-то неожиданно он женился и стал вдруг серьёзным хозяином своей семьи. И женился он совсем в другом кругу, неизвестном мамонтовскому обществу. И принят был опять без смешков и упрёков, по-прежнему».

Друзья художника отмечали ценные качества его натуры: редкую прямоту и честность. Сам Репин признавал, что его ученику была незнакома сделка с совестью: «Он был весьма серьёзен и органически целомудрен,  никогда никакого цинизма, никакой лжи не было в нём с самого раннего детства».

В каждое своё произведение Валентин Серов  вкладывал, по словам учителя, «упорный до самозабвения, долгий до потери сознания времени, но всегда художественно свежий, живой труд». Не случайно Репин сравнивал Серова с Рембрандтом: «Сходство было во вкусе и взгляде художника на всё живое: пластично, просто и широко в главных массах; главное же, родственны они в характерности форм».

 Хорошо зная и по достоинству оценивая творчество художника, рано ушедшего из жизни, Репин в мемуарах о нём писал: «Валентин Александрович Серов был глубокой русской натурой. Живопись так живопись! – он возлюбил её всецело и был верен ей и жил ею до последнего вздоха».

 Галина Ермошенко, экскурсовод Художественно-мемориального музея И.Е.Репина

 

Категорія: