Г.І. Чучукало.Черепа з Верхньо-Салтівського могильника

Опубликовано в: Труды Украинского Психо-Неврологического Института (вып. 11). Материалы по антропологии Украины. Сборник второй. – Харьков: «Харківдрук», 1926.

Верхне - Салтовский могильник расположен вблизи села Верхнего Салтова, Волчанского округа. Село лежит в низине, на правом берегу Донца. На его южной стороне, на крутом правом берегу реки, нахо­дится большое городище с остатками каменных стен. К западу от села, вдали от городища, на холмах располагается могильник. Существует ли связь между ним и городищем, — еще не установлено, так как исследо­вания ограничивались главным образом раскопками могильника. Он был открыт учителем Верхне-Салтовского училища, в 1900 году. Наталки­ваясь в оврагах на человеческие кости и различные предметы, которые весенние воды, размывая склоны, выносили в овраги, и собирая их, он обнаружил и могильник. Жители села знали о существовании его, и время от времени он подвергался ими разграблению. С 1901 года были произведены научные раскопки могильника. Было вскрыто около 300 камер, но несмотря на то, что раскопано уже значительное коли­чество могил, изучена только небольшая часть могильника, в виду его обширных размеров. А.С. Федоровский пишет по этому поводу: „Площадь, занятая могильником, громадна и число могил колоссально. К сожалению ни то, ни другое не приведено в известность. Пока же можно сказать, что число камер могильника выражается в тысячах. Таким образом, он разработан, не пропорционально своей гигантской величине, богатству и историческому значению". Отсюда можно заклю­чить, насколько многочисленно было население древнего Салтова. Раскопанные могилы чаще всего расположены по склонам высокого берега и обнаруживаются легко там, где эти склоны размыты в виде оврагов, по бокам которых бывают заметны входы в камеры. Таким образом, могилы обнаруживались, первоначально случайно, но позже была уста­новлена правильность их расположения — в виде рядов, ориентированных в одном направлении.

Салтовский могильник разрабатывался в течение ряда лет мно­гими исследователями, в частности В.Л. Бабенко, А.М. Покровским. А.С. Федоровским, Е.П. Трифильевым, Н.Е. Макаренко, но изучался главным образом с археологической стороны. С антропологической точки зрения скелеты, добытые при раскопках, не были исследованы и опи­саны. А.С. Федоровский 1) пишет по этому поводу: „Антропология могильника совершенно не разработана. А. М. Покровский указывал только на небольшой рост и указатель черепа 75".

Также еще не решен вопрос, к какой народности относились жи­тели древнего Салтова, и по этому поводу, как будет указано дальше, существуют противоречивые гипотезы. Нет сомнения, однако, в том, что Верхне-Салтовскую культуру следует отнести к VIII — IХ веку и что Салтовцы вели кочевой образ жизни, расселяясь на большом простран­стве от Северного Кавказа до Харьковской губернии и имея на пути

________________________

1) Федоровский А. С. — Верхне - Салтовский камерный могильник. — 1909 г

[Стр. 207]

несколько опорных пунктов, одним из которых и являлся Салтов. Вопрос о происхождении жителей древнего Салтова решался только с исторической и археологической точек зрения. Между тем, и антро­пологические данные могут также иметь в этом отношении известное значение.

Некоторая часть костей, добытых при раскопках Салтовского могильника, находится в Анатомическом Кабинете Харьковского Института Народного Образования. Этот материал в количестве 44 черепов и 142 длинных костей конечностей послужил предметом моих исследований. Данная работа была произведена мною в 1923 году по пред­ложению и под руководством д-ра Л.П. Николаева. При сей реализации мною были получены весьма ценные археологические и литературные указания от профессора А.С. Федоровского, которому пользуюсь случаем выразить мою глубокую благодарность.

Исследованные мною черепа не все являются хорошо сохранивши­мися. На некоторых из них имеется лишь мозговой отдел, на других было разрушено основание. Конечно, в таких случаях всех размеров определить было невозможно. Следует также отметить, что на всех черепах отсутствовала нижняя челюсть. На основании данных краниоскопического исследования и дневников раскопок, оказалось возможным в большинстве случаев определить, субъектам какого пола принадле­жали изучаемые черепа. Из 44 черепов оказалось 20 мужских, 14 женских, 4 детских и 6 черепов, пол которых остался под сомнением.

Не имея возможности привести здесь описание каждого черепа в отдельности, ограничусь указанием признаков наиболее характерных для Салтовских черепов. При общем взгляде на эти черепа получается впечатление однородности их анатомических особенностей, что дает возможность предположить чистоту расового типа. Салтовские черепа отличаются характерным темножелтым цветом, зависящим от грунта, в котором залегали погребения. Только два черепа имеют сероватую окраску. В norma verticalis большинство черепов (а именно, 23 черепа из 35 с сохранившимся мозговым отделом) имеют элипсоидную форму (согласно классификации Sergi), 9 черепов обладают овоидной формой, а 3 детских черепа, как это обычно наблюдается, имеют пентагоноидную форму. В norma occipitalis Салтовские черепа характеризуются в боль­шинстве случаев более или менее ясно выраженной пятиугольной, фор­мой. Форма орбит большинства Салтовских черепов четырехугольная и несколько удлиненная в поперечном направлении, в трех случаях наблюдались черепа с круглыми глазницами.

Надбровные дуги и glabella, в общем, развиты средне, но встреча­ются мужские и женские черепа со слабо выраженными дугами и выступом glabella. Только на двух черепах эти образования оказались сильно развитыми.

Лобные бугры выражены средне. При этом на женских черепах, как это обычно бывает, они оказались лучше развитыми, чем на муж­ских. Теменные бугры мало заметны и являются большею частью сгла­женными, особенно на мужских черепах.

Protuberantia occipitalis externa, lineae nuchae superiores и височные линии выражены не резко. Pterion большею частью средних размеров, но на некоторых черепах его ширина достигает 19 — 22 мм. В нескольких случаях его трудно было измерить, ввиду окостенения швов в этой области. В одном случае он имел лишь 3 мм ширины. На двух черепах наблюдалось наличие os epiptericum средних размеров, на одном из них эта кость была двойной.

[Стр. 208]

Отсутствие foramen parietale наблюдалось сравнительно редко (6 случаев). На 5 черепах имелось по три теменных отверстия, расположен­ных в одной и той же фронтальной плоскости.

Сагитальный и венечный швы, большею частью, не были слож­ными. Индекс шва обычно не достигал высоких цифр.

На двух черепах наблюдалось присутствие os fonticuli frontalis. Этот вариант, как известно, является довольно редким. Поэтому не лишено интереса отметить наличие двух случаев этого образования среди столь незначительного количества черепов. На одном черепе родничковая кость имела удлиненную в передне - заднем направлении форму. Ее размеры: 28 мм в длину и 12 мм в ширину. На другом черепе она характеризовалась округлой формой, при чем её длина равнялась 18 мм, а ширина —17 мм.

Довольно часто (в 10 случаях) наблюдалось присутствие вормиевых косточек.

В 13 случаях было отмечено наличие остатков лобного шва в области nasion — glabella, но случаев полного сохранения шва (метопизма) не встречалось.

[Стр. 210]

Одним из характерных признаков Салтовских черепов можно считать сильное развитие fossa canina, которая в большинстве случаев оказалась довольно сильно углубленной.

Краниометрические данные, полученные при исследовании Салтовских черепов, приведены в таблице I, в которой указаны среднее арифметическое, минимум и максимум различных размеров и указателей. Кроме этого, в таблице II собраны все измерительные данные, относящиеся к отдельным черепам.

Как видно из приводимых цифровых данных, Салтовские черепа характеризуются сравнительно небольшими размерами. Так, например, средние величины горизонтальной окружности черепа (у ♂—521,9мм, у ♀—502,0 мм), черепных дуг и наибольшего поперечного диаметра черепа (138,6 мм у ♂ и 131,2 мм. у ♀) являются малыми по сравнению со средними размерами современных черепов большинства европейских народностей. Соответственно атому и емкость Салтовских черепов, опре­деленная непосредственным измерением (наполнение пшеном), оказывается сравнительно незначительной. Самый большой череп (мужской) имеет емкость в 1515 куб. см; наименьшей емкостью обладает один женский череп —1013 куб. сант. В среднем, емкость мужских черепов равняется 1326 куб. см, а женских —1188 куб. см.

Одним из характерных признаков Салтовских черепов можно считать также долихокранию: средний черепной указатель равен 75,04 у ♂ и 74,12 у ♀. По черепному указателю исследованные черепа распреде­ляются следующим образом:

с указателем X - 69.9 встретилось 5 черепов (гипердолихокранических)

„     70,0 — 74,9          „     16     „   (долихокрамических)

„     75,0 — 77,77        „     8       „    (субдолихокранических)

„     77,78 — 79,99      „     5      „     (мезокранических)

„     80,0 — 83,33         „     5     „     (суббрахикраничеcких)

Брахикранических черепов с указателем 83,34 и выше не встретилось вовсе.

По группам высотно - продольного указателя отмечается следующее распределение черепов (высотный диаметр оказалось возможным изме­рить только на 16 черепах):

хамэкранических черепов с укаяателем X — 69,9 не встретилось ортокраничесхих     „                  „                      70,0—74,9 оказалось 12

гнпсикранических    „           „                      75,0 — X                  „         4

По лицевому указателю (высота лица×100/скуловой диаметр) Салтовские черепа груп­пируются следующим образом:

гиперхамэпрозопических с указателем X — 44,9 встретился 1 череп
хамэпрозопических               „                 45,0 — 49,9       „       4     „

мезопрозопических              „                  50,0 — 54,9      „       14    „

лептопрозопических             „                  55,0 — 59,9      „        2     „

Как видно из этих данных, по количеству преобладают мезопрозопические черепа.

Салтовские черепа характеризуются лепторинией, и соответственно этому наблюдается следующее их распределение по группам носового указателя:

с указателем X — 46,9 встретилось 15 черепов (лепториничесхих)
„                  47,0 — 50,9          „                7        „        (мезоринических)

„                 51,0—57,9             „                4        „        (хамэринических)

Наконец, по глазничному указателю (высота орбиты×100/ширина орбиты 1) исследованные черепа разделяются на следующие группы:

хамэконхических черепов с указателем   X — 75,9 не встретилось
мезоконхичесхих          „                „        76,0 — 84,9 оказалось 17

гипсиконхическнх         „                „         85,0 — X        „            8

Итак, в большинстве случаев наблюдается мезоконхия.

[Стр. 212]

Измерение длинных костей конечностей дало возможность устано­вить средний рост древних салтовцев. Длина тела определялась мной как по методу Manouvrier, так и по методу Pearson’a. При этом, результаты получились приблизительно одинаковыми: средний рост равняется 1620 мм. К сожалению, ввиду того, что осталось неизвестным, какие кости принадлежали мужским и какие женским субъектам, оказалось невозможным определить средний рост представителей каждого пола в отдельности. Принимая, однако, во внимание небольшие размеры черепов, можно считать вероятным, что рост салтовцев был ниже среднего.

На основании произведенных измерений костного материала, можно сделать заключение, что древние жители Верхнего Салтова характеризо­вались, в частности, следующими физическими признаками: долихокранией, ортокранией, мезопрозопией, лепторинией, мезоконхией. небольшими абсолютными размерами и небольшой емкостью черепа.

Кроме того, как уже указывалось, краниоскопическое исследование, а также краниометрические данные дают впечатление однородности строения Салтовских черепов, что позволяет думать о сравнительной чистоте расового типа.

Полученные остеометрические данные дают основание высказать некоторые предположения о принадлежности салтовцев к той или иной этнической группе. Этот вопрос, как уже было отмечено, является до сего времени неразрешенным. Определить с достоверностью происхождение древних салтовцев на основании краниологических исследований, ко­нечно, невозможно. Однако, остеометрические данные могут послужить обоснованием для некоторых гипотез.

Д.И. Багалей 1) (1909 г.), основываясь на исторических данных, высказал предположение, что салтовцев следует отнести к хазарам. Того же мнения придерживался и Д.Я. Самоквасов 2). Однако, возникает вопрос, насколько хазары составляли однородную в этническом отно­шении группу. Весьма возможно, что к хазарам относились различные в расовом отношении элементы. При этом нужно принять во внимание, что, по данным Н.В. Гильченко, хазары принадлежали к тюрко - татарским народностям. Между тем, на основании краниологических данных следует указать, что физические признаки древних салтовцев довольно резко отличаются от расовых особенностей современных тюрко - татарских народностей. В частности, долихокрания, характеризовавшая древних салтовцев, отнюдь не может рассматриваться, как признак, свойственный тюрко- татарам.

Таким образом, если справедливо мнение о принадлежности хазар к тюрко - татарским народностям, то остеометрические данные говорят не в пользу возможности отнести жителей древнего Салтова к хазарам.

А.М. Покровским 3) было высказано другое предположение, кото­рое основывается на археологических данных. Автор пытался устано­вить связь между Верхне-Салтовским могильником и могильниками Северного Кавказа, описанными П. С. Уваровой. Эта связь выражается, главным образом, в способе погребения, а также в сходстве могильного инвентаря. По указанию А.С. Федоровского, некоторые промежуточные звенья между этими столь отдаленными друг от друга пунктами уже найдены, но еще не опубликованы.

________________________

1) Багалей, Д.И. — Русская История. Ч. 1, 1909 г.

2) Самоквасов, Д.Я.— Могилы русской земли. 1908 г.

3) Покровский, А.М. — Верхне-Салтовскнй могильник.— Труды XII археологического съезда, т. I.

[Стр. 213]

На основании остеометрических данных следует указать, что древ­ние салтовцы по своим физическим признакам представляли мало общего с представителями современных кавказских народностей. Не лишено интереса в этом отношении сравнить полученные мною данные с результатами исследований, произведенных Н.В. Гильченко 1) на современных осетинах. Этим автором было измерено 200 субъектов, которые по головному указателю относились в большинстве к брахи­цефалам и суббрахицефалам.

Однако, при этом нужно принять во внимание наличие значитель­ного количества черепов с уплощенными затылками, признак, который рассматривается некоторыми авторами, как результат искусственной деформации. Действительно, Е.А. Покровский 2) и Н.В. Гильченко объясняют уплощение затылка, как следствие давления колыбели на череп, подобно тому, как это достигалось при опытах, произведенных Walcher’om 3) на однояйцевых двойнях. Деформированные осетинские черепа характеризуются брахицефалией (черепной указатель 80,0 — 83,33). Аналогичные данные были получены на основании краниологи­ческих исследований других авторов (Шантр, Эркерт).

А.А. Спицын 4) считает, что Салтовский могильник принадлежит аланам. К тому же мнению склоняется и А.С. Федоровский. По этому поводу следует отметить, что черепа салтовцев обнаруживают с чере­пами аланов некоторое сходство. Исторические данные говорят в пользу того, что аланы являются предками современных осетин. Работы неко­торых авторов (Миллер, Ковалевский, Пфаф) характеризуют аланов, как народность высокорослую и длинноголовую. Шантром 5) на Кавказе были найдены черепа, которые, он считает принадлежащими аланам. Автор определил средний черепной указатель в 76,48. Таким образом, данные черепа характеризовались субдолихокранией. К сожалению при­надлежность черепов, описанных Шантром, аланам нельзя считать дока­занным. Этот автор высказывает предположение, что потомки аланов — осетины стали брахицефалами вследствие смешения с короткоголовыми соседями и отчасти также вследствие влияния механических факторов на форму черепа (колыбель).

Несмотря на то, что между салтовскими черепами и черепами аланов существуют, повидимому, некоторые общие черты, трудно установить более определенно их сходство за отсутствием в доступной мне литературе более полных краниометрических данных об аланах.

Салтовские черепа были мною сравнены также с черепами славян. В кабинете Анатомии Человека Харьковского Института Народного Образования сохраняется серия черепов из села Ницахи, большинство которых было описано в 1902 году М.А. Поповым 6) и которые, несо­мненно, принадлежали славянам. Ницаховские черепа представляют ряд

________________________

1) Гильченко, Н.В.— Материалы для антропологии Кавказа.— Осетины. - Диссертация. 1890 г

2)       Покровский. Е.А. — Влияние колыбели на деформацию черепа. —Известия Московского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии. Т. XLIX. Вып. III. 1886 г.

3)       Walcher, G. — Weitere Erfahrung in der willkürlichen Beeinflussung der Form des kindlichen Schädels. — Münch, medicin. Wochenschr. № 3, 1911.

4) Спицын, А.А.—Историке - Археологичегкие розыскания.—Журнал Министерства Народного Просвещения. Новая серия. Ч. XIX, стр. 72— 73. 1909 г.

5) Шантр, Э.—Известия Кавказского отдела Русского Географического Общества. По реферату Л. З.-ского. Т. VIII, стр. 374-383. 1й84—1885 гг.. .

6) Попов, М.А. — Анатомическое исследование костей, найденных при раскопках курганов в Харьковской губ. 1902 г.

[Стр. 214]

особенностей, которые довольно резко отличают их от салтовских черепов. В частности, их средний черепной указатель является несколько более высоким, чем у салтовцев; они характеризуются абсолютно боль­шими размерами мозговой части, относительно малой высотой лицевого отдела и сравнительно большой емкостью черепа, колеблющейся в пре­делах 1280 —1900 куб. см. На основании остеометрических исследований, также как и на основании археологических данных, трудно предположить наличие родственной связи между славянами Ницахи и жителями древ­него Салтова.

Таким образом, мои исследования позволяют охарактеризовать салтовцев, как довольно однородную и этнически обособленную группу, при чем не исключается возможности их близости к аланам. Но в этом отношении дать более определенные указания, конечно, не предста­вляется возможным, и данные моих исследований должны рассматри­ваться лишь, как материал, который может облегчить археологам определение той этнической группы, к которой относились жители Верхнего Салтова.

G. TCHOUTCHOUKALO

 

 

Les crânes de Verchny - Saltov

RÉSUMÉ

Près du village de Verchny - Saltov (district de Voltchansk, gouver­nement de Kharlcov) se trouve un très vaste cimetière datant des VIII — XI siècles, dont l'étude archéologique a commencé en 1901 et dont une petite partie seulement a été explorée jusqu'à présent. Les données archéologiques ont permis" d'établir que non loin du cimetière se trouvait un emplacement habité par une tribu de nomades dont les déplacements s'effectuaient sur un vaste territoire entre le Caucase et le gouvernement de Kharkov et qui

ossédait des camps, au nombre desquels il faut ranger celui de Verchny-

altov.

11 n'a pas été possible jusqu'ici de déterminer à quel groupement ethni­que il faut rapporter les représentants de cette peuplade et à ce propos diverses hypothèses ont été émises. Au point de vue anthropologique les crânes et les os longs de Verchny - Saltov n'ont pas été étudiés jusqu à présent. Les données ostéométriques peuvent avoir pourtant une certaine importance pour la solution du problème de l'origine ethnique des anciens habitants de cette localité.

A ce dessein l'auteur a pratiqué des mensurations sur 44 crânes (crânes d'hommes, crânes de femmes, crânes d'enfants et crânes de sexe inconnu) et sur plus d'une centaine d'os longs provenant de Verchny-Sal­tov. L'examen cranioscopique a donné notamment les résultats suivants : les crânes sont en majorité de forme elliptique, les saillies osseuses (pro­tubérance occipitale, région glabellaire, arcs susorbitairCS) sont relativement peu prononcées, la fosse canine est sur la plupart des crânes assez pro­fonde, les sutures sagittale et coronaire sont peu compliquées ; sur deux

[Стр. 215]

Категорія: