Г.Є. Свистун.Давньоруський енколпіон з колекції Художньо-меморіального музею І.Ю. Рєпіна

Опубликовано: Свистун Г.Е. Древнерусский энколпион из коллекции Художественно-мемориального музея И.Е. Репина // Харьковский историко-археологический сборник. Выпуск 5. – Харьков, 2009. – С.145–149.

Среди предметов древней металлопластики, составляющих коллекцию Художественно-мемориального музея И.Е. Репина в г. Чугуеве, имеется в наличии фрагмент креста-энколпиона (инвентарный номер КП 2159) (Рис. 1). Он поступил на хранение в фонды музея в 1989 году. Происхождение находки, к сожалению, остаётся неясным. Несмотря на это, изделие представляет собой определённый интерес и необходимость введения его в научный оборот очевидна. В общем ситуация со сложностью определения происхождения рассматриваемого энколпиона характерна для подавляющего большинства подобных предметов, относящихся к кругу так называемых случайных находок и не связанных с комплексами. В лучшем случае известно место находки или покупки [Корзухина, Пескова, 2003, с. 12]. В Художественно-мемориальный музей И.Е. Репина в г. Чугуеве в 1960-80 гг. предметы поступали, как правило, от местных жителей (непосредственно города и Чугуевского района), что может указывать на нахождение предмета в указанном районе, но никаких более точных указаний на этот счёт мы не имеем.

Размеры рассматриваемой нами оборотной створки креста (Рис. 2) составляют 8,45 (без ушек 6,55)×5,7×0,55 см; диаметр всех четырёх медальонов с изображениями святых – 1,8 см. Одно из нижних ушек утрачено. Энколпион был изготовлен из медного сплава (бронзы) методом отливки. Качество деталей рельефных изображений не высокое. Отмечаются утери мелких деталей (в том числе и элементов лиц), расплывчатость, многочисленность раковин на поверхности, следы обработки напильником. В надписях различимы лишь немногие буквы. Всё это говорит о множественных переотливках из первоначального образца. Все элементы рельефных изображений (в том числе и надписи) отображены зеркально, что свидетельствует о неправильно вырезанной отливочной форме. В средокрестии размещено Распятие Господне с надписью над ним «IC XC» (Иисус Христос). Под руками и с правой стороны от изображения Христа помещена кириллическая надпись «Христос крест нам дал на похвалу». Из этой надписи различимы лишь несколько букв под левой рукой Спасителя.

В медальонах на вертикальной планке креста изображения святых прямоличные; на поперечной планке – несколько повёрнутые и наклоненные в молении к центру. Все изображения в медальонах поясные. Надписи, указывающие на личности изображённых, к сожалению, не читаемы. Но, благодаря известным аналогичным изделиям с более чётко читаемым рельефом, они могут быть идентифицированы. В верхнем медальоне помещено изображение святого Николая. В нижнем – святого Григория. По сторонам Спасителя были изображены Богородица и святой Иоанн Богослов.

Сами медальоны и крест обрамлены рельефно выступающей над фоновой поверхностью сплошной тонкой линией. В месте соединения планок креста с медальонами имеются так называемые «слёзки» - каплевидные отростки по две с каждой стороны.

С оборотной стороны изделие имеет углубление для размещения внутри непосредственно мощей или иных святынь. Высота бортика по периметру изделия достигает 3 мм.

Фрагмент креста-энколпиона из Художественно-мемориального музея И.Е. Репина относится к группе VII и представляет собой вариант VII.1.1. Большинство энколпионов группы VII объединяют общие пропорции и форма створок с закруглёнными концами, 5-частная композиция (с центральным изображением в рост и 4 погрудными или поясными в медальонах), а также помещение композиции Распятия на оборотную створку. Вариант VII.1.1. данной группы культовых изделий является основным как по продуманности и соразмерности рисунков и надписей, так и по количественному преобладанию. А.А. Пескова насчитывает 256 экз. аналогичных изделий. Они характеризуются наличием рельефных зеркально отражённых славянских надписей и изображений. В средокрестии лицевой створки таких энколпионов размещалось изображение Богородицы с поднятыми молитвенно кистями рук и обращение «Святая Богородица помогай». В медальонах по краям креста лицевой створки помещались: вверху – Пётр, внизу – Елена, по сторонам – Козьма и Демьян. [Ханенко, Ханенко, 1899, с. 9, 10, табл. II, рис. 41, 42; Корзухина, Пескова, 2003, табл. 117 – 133, 135]. В случаях находок целых крестов-складней данного типа подавляющее их большинство имели биконические складные навершия и лишь один экземпляр был оснащён гранёным навершием с нанесённым на него изображением креста [Корхухина, Пескова, 2003, табл. 133, VII.1.205].

Энколпионы первого варианта седьмой группы принято датировать в широких рамках первой половиной XIII века. Но, как отмечает А.А. Пескова, «одним из главных аргументов в пользу датировки энколпионов типа VII.1.1 1230-ми гг. считаются по недоразумению литейные формы для отливки крестов-энколпионов из раскопок В.В. Хвойки (VII.5.1/2 – Табл. 148-151)» [Корхухина, Пескова, 2003, с. 194, 220, 221]. И, хотя в целом они сходны с рассматриваемым нами первым вариантом, всё же имеют отличия в композиции, иконографии и размерах. Хотя в целом А.А. Пескова соглашается с приведённой выше датировкой данной группы крестов, этот вопрос требует уточнений в процессе дальнейших исследований. Причина этому состоит, прежде всего, в том, что основная масса находок крестов-энколпионов, как уже было сказано выше, не связана с археологическими комплексами и даже не может быть соотнесена с конкретными археологическими памятниками.

По крестам-энколпионам,  местонахождение которых известно, можно сделать вывод, что основной ареал их распространения охватывает район Среднего Поднепровья. Но отдельные экземпляры древнерусских энколпионов домонгольского периода известны и в других регионах. В частности, две лицевых створки энколпионов, датирующихся 2-й пол. XII — началом XIII вв. и относящихся к типу III.2.3. [Корзухина, Пескова, 2003, с. 127, табл. 71, III.2.3.88] третьей группы [Корзухина, Пескова, 2003, с. 101-140], были найдены вместе с несколькими десятками других древнерусских предметов XI—XIII вв. на Развальском городище. Время и обстоятельства появления энколпионов на аланском городище на горе Развалка на севере Пятигорья в Центральном Предкавказье вызывает дискуссии специалистов. Существуют различные точки зрения, согласно которых появление русских христианских предметов связывается с:

1). политико-экономическими отношениями Руси и Алании до монгольского нашествия;

2). с русскими пленниками татаро-монголов, принесших с собой в кочевья дорогие им предметы;

3). с возникновением спроса на предметы христианского культа, которые с принятием христианства в X веке в Алании сначала, в X—XI вв., ввозились почти исключительно из Византии, а с налаживанием в XI—XII вв. широкого выпуска изящных предметов мелкой христианской пластики на Руси, стали вывозиться из южных пределов последней [Рудницкий, 2001, с. 116].

Таким образом, распространение древнерусских энколпионов в предмонгольский период в восточном направлении делает вполне вероятной возможность нахождения предметов данного круга на пространствах, расположенных восточнее от Руси.

 Литература:

1.     Рудницкий P.P. Два древнерусских креста-складня с Развальского городища // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V Минаевские чтения по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Тезисы докладов межрегиональной научной конференции (12-15 апреля 2001 г.). – Ставрополь, 2001. – С. 115-117.

2.     Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии XI – XIII вв. – С.-Петербург, 2003.

3.     Ханенко Б.И., Ханенко Б.Н. Древности русския. Кресты и образки. Киев, 1899.

 Резюме.

Свистун Г.Є. Давньоруський енколпіон із колекції Художньо-меморіального музею І.Ю. Рєпіна

Подано інформацію щодо давньоруського хреста-енколпіона, який зберігається в Художньо-меморіальному музеї І.Є. Рєпіна. Предмет культу виготовлено з бронзи. Він відноситься до першого типу сьомої групи і датується, згідно загальноприйнятої хронології, першою половиною XIII століття.

 Summery.

Svistun G.E. Old Russian cross - enkolpion from collection of Khudozhestvenno-memorial'nyy museum I.E. Repin in Chuguev-city 

Information is given on the Old Russian cross - enkolpion, which is kept in the funds of Khudozhestvenno-memorial'nyy museum of I.E. Repin. The article of cult is made from a bronze. He behaves to the first type of seventh group and dated, in obedience to the generally accepted chronology, by the first half of XIII age.

Рис. 1. Крест-энколпион из фондов ХММ И.Е. Репина. Современное состояние

Рис. 2. Крест-энколпион из фондов ХММ И.Е. Репина. Графическая прорисовка.

Категорія: