К 130-летию со дня рождения Юрия Репина

Вернувшись в 1876 году из-за границы в Чугуев, Илья Ефимович Репин прожил около года в родительском доме. Очень плодотворным было это время. Собираясь вместе с семьёй переехать в Москву, художник волновался: «…Не знаю, долго ли я проживу в Москве, но никогда я ещё не ворочался в столицу с таким полным запасом художественного добра, как теперь, из провинции, из глуши».

 И.Е.Репин восторгался родными местами и в письме своему другу В.В.Стасову писал: «Да и сам Чугуев это чистый клад! Не знаешь на чём остановиться! Но что за оригинальные пейзажи теперь!». Чувствовал себя художник на родине просто замечательно, а вот как жилось в Чугуеве его семье, был ли этот период счастливым для его жены, Веры Алексеевны, молодой женщины, выросшей в Петербурге и только что вернувшейся из Парижа?

К родителям Репины приехали с двумя детьми (старшая дочь Вера родилась в Петербурге, вторая дочь Надя появилась на свет в Париже), но  Вера Алексеевна под сердцем уже носила третьего ребёнка. Часть хлопот, связанных с воспитанием внучек, скорее всего, взяла на себя мама художника, потому что Репин в письме своему близкому другу Василию Поленову 20 января 1877 года рассказывает: «Мы все – слава богу; гуляем по окрестностям с Верой до усталости, - чудесные места! Погоды чаще солнечные, и до смешного: зарядит, например, недели на три – на небе ни облачка. Голубизна его итальянская, ослепительный блеск снегу – прелесть! А лунных ночей таких нигде нет, они почти как день белый!.. Я работаю почти каждый день от десяти до двух или одного часу; гуляю, читаю».

Илья Ефимович работал, а его беременная жена набиралась сил, вдыхая чудесный воздух, любуясь оживающей природой. В это время Репин писал: «Что за прелесть теперь здесь: Донец разлился вёрст на пять, затопил всю Странку, весь Хомутец и весь Малиновский лес; во всех подгорных садах полно воды, во всех огородах и плетни позакрывало; деревья в воде. А крыга ещё стоит: упёрлась краями в крутые берега; только уже грязища начинается, беда: ручьи по дороге иногда превращаются в целые речки. Снег остался только по оврагам, да по дорогам – лёд».

Приближалась Пасха, которая в тот год была ранней, а на второй день праздника, 29 марта, в семье Репиных родился сын. Принимать роды позвали известную в городе акушерку – Викторию Петровну Кунцман. Мальчик появился на свет крепеньким, а вот молодой маме долго нездоровилось, поэтому и крестили сына почти через месяц.

В метрической книге запись сделана 21 апреля 1877 года: «Имя родившегося: Георгий. Родители: Академик Императорской Академии Художеств Илья Ефимович Репин и его жена Вера Алексеева дочь, оба православные. Восприемники: мировой судья Александр Михайлович Любицкий и жена майора Чадина Евдокия Степановна. Протоиерей Пётр Петрусенков».

Интересна переписка Репина с Владимиром Васильевичем Стасовым, который давал советы молодому художнику не только как знающий художественный критик, но и как опытный глава семейства.   В тот же день, когда мальчик появился на свет, Репин отправляет Стасову письмо с радостным известием и добавляет, что сына назовёт Георгием.  Вскоре приходит ответ: «Вот у Вас нынче сын Георгий, а 3 дня назад я крестил у моей Софьи нового своего внука, тоже Георгия, только под именем Юрия. Я бы советовал и Вам предпочесть русскую форму – византийской. Мне по крайней мере слово «Юрий» ужасно нравится, я же его сам и предложил».

  И на этот раз Илья Ефимович прислушивается к совету своего старшего товарища и, хотя в церковной книге мальчика записали под именем Георгий, все его называли Юрием.    

Погостить в Чугуев к Репину в марте 1877 приехал его друг по Академии художеств Николай Мурашко. В некоторых источниках говориться о том, что он стал крёстным отцом новорожденного Юры. Но, как видим, метрическая книга даёт другие сведения. Упоминание об Александре Любицком позволяет сделать догадку о том, что он являлся родственником Софьи Любицкой, которую Репин прославил своим портретом.

Очень часто И.Е.Репин писал своих детей. В Чугуеве был выполнен замечательный двойной портрет старших его дочерей – Веры и Нади. Игорь Грабарь, ученик Репина и исследователь его творчества описывал эту работу так: «Дочери художника изображены стоящими рядом в рост, обнявшись, с цветами. Прелестный портрет-картина, находившийся до революции в собрании В.А.Репиной и совершенно неизвестный широким кругам любителей искусства, хотя он давно заслуживал водворения в один из больших музеев».  Картина заняла своё достойное место и сейчас находится в одной из комнат Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты».

Сохранилось много рисунков с изображением детей, а вот великолепный масляный портрет сына исполнен тогда, когда Юре было 5 лет. Небольшая фигурка ребёнка изображена на фоне пёстрого ковра. Тщательно, с любовью выписано лицо с умными серьёзными глазами. Мальчик как-будто замер, но, кажется, что в любую минуту готов вскочить и побежать играть. В настоящее время портрет экспонируется  в Третьяковской галерее в Москве.

Всем своим детям Репин прививал любовь к искусству, но только Юрий стал профессиональным художником. «Надо развивать в ребёнке самодеятельность, не убивая его оригинальности, а, развивая и направляя осторожно его природные наклонности», - говорил И.Е.Репин. Сначала Юра обучался рисованию в Тенишевской студии, а затем поступил в Академию художеств. Уже тогда его современники признавали, что «он был не бездарен, но сравнение с отцом мешало ему». Репин, рекомендуя своего сына И.Бродскому, писал: «Юра хороший рисовальщик и знает великолепно перспективу». Неоднократно Юрий Репин участвовал в передвижных выставках, где были  представлены  и портреты, и жанровые полотна. Его картина «Великий полководец» («Пётр І перед началом Полтавской битвы») получила Юбилейную премию Общества поощрения художеств и экспонировалась на Всемирной выставке в Риме в 1911 году, а сейчас находится в Полтавском краеведческом музее.

Очень интересовали молодого художника исторические и религиозные темы, неплохо удавались портреты, а вот творчество Юрия Репина позднего периода отличалось мистикой, да и сам он на окружающих иногда производил странное впечатление, и оценка его как человека всегда была неоднозначной.

Порой Юрий удивлял не только своими произведениями, но и поступками. Женился он на прислуге и родившихся от этого союза детей называл странными именами – Гай и Дий (Георгий и Дмитрий).

В 1926 году группа советских художников посетила «Пенаты». Гости увидели постаревшего Илью Ефимовича Репина и его детей, которым в то время жилось нелегко. У Юрия была неизлечимо больна жена, но сам он о нужде не говорил, а признался, что очень тяжело отцу.

После смерти Ильи Ефимовича его сын ещё в течение 9 лет оставался жить и работать в Куоккале, в доме, построенном недалеко от отцовского. В 1939 году переехал в Хельсинки, где в 1954 году трагически оборвалась его жизнь.

Ермошенко Галина Александровна, научный сотрудник музея

Категорія: