Инструмент совершенства

                                                      «Пусть читатель, органист или любитель музыки  

                                                        Помнит, что грандиозный и магический инструмент,

                                                         вдохновивший на создание стольких шедевров

                                                        и явившийся источником стольких радостей,

                                                        имеет своим предком удивительную машину,

                                                        при думанную задолго до нашей эры,

                                                        греческим  механиком с творческим умом.»

                                                                                                                         

Фисгармония (мини орган) – старинный клавишно–духовой музыкальный инструмент, представляющий собой большую гармонику с механическими мехами и клавиатурой. Мини орган является как бы своеобразным оркестром в руках одного исполнителя. От мастерства органиста зависит логичность появления новых тембров в музыкальном произведении. В древности это был собирательный термин – орудие (как тогда назывались музыкальные инструменты). Приблизительно в 4 веке н.э. этот термин закрепился за органом. Наиболее ярко выраженным древнейшим предшественником органа является флейта Пана, которая существовала еще со времени неолита (6 – 5 век до н. э.). (Флейта Пана -многоствольная флейта, состоящая из набора открытых с одной стороны трубок разной длины, от чего зависит высота звука каждой трубки. Изготовляется из бамбука, ствола камыша, тростника, кости). В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе – это и есть флейта Пана. Считалось, что придумал орган бог лесов и рощ  Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее – не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать воздух стали мехами, такими же как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне. Большинство историков сходятся на том, что соединение флейты Пана с мехом (по-видимому, волыночным) подало первую мысль об органе. В последней четверти 19 в. при раскопках Помпеи были обнаружены древние музыкальные инструменты. У одного из них сохранилось одиннадцать труб, стоящих на бронзовой подставке, видимо, это была усовершенствованная флейта Пана, но дату создания и автора инструмента установить не удалось.

Отличительной особенностью фисгармонии является свободно проскакивающий язычок – источник звука, заимствованный в Европе в конце 18 в. от шэна, китайского губного органа, состоящего из тыквы (резервуара) и вставленных в нее трубок с язычками. Многочисленные изобретатели на Западе использовали язычок в музыкальных инструментах (эти эксперименты дали два успешных результата – губную гармошку и аккордеон), но совместить встроенные меха с клавиатурой удалось лишь парижанину А. Дебену, запатентовавшую свою фисгармонию в 1840 г. Глядя на фисгармонию, про тыкву сказать совершенно нечего. Но тот факт, что за клавишами – не привычные струны – молоточки, а меха, объясняет, зачем инструменту такие большие педали: ими нагнетается воздух, который потом с помощью нажатия клавиш подается на эти самые язычки. Имеются 11 регистров для изменения тембра и силы звука.

В средние века центром профессионального и в частности, музыкального искусства становятся монастыри, соборы, капеллы и школы при монастырях. Органы постепенно становятся необходимой принадлежностью церквей и монастырей.

На Руси орган был известен в 9 – 10 вв. В киевском Софийском соборе до сих пор сохранилась фреска 11 столетия, изображающая орган с исполнителем – органистом и двумя скоморохами, которые, по-видимому, накачивают воздух.

Клавиши органа до 14 в. были огромными. Техника игры была весьма незамысловатой: по таким клавишам били кулаками и локтями.

Хотя фисгармония обладает определенной мягкостью и выразительностью звучания, которых лишен орган, она заменяла его главным образом лишь в маленьких церквах и домашних гостиных конца 19 – начала 20 вв. Фисгармония была определенным штрихом благополучия в доме.

Интерьер музея был реконструирован по материалам 19 в. Фисгармонию, которая находится в мастерской И. Е. Репина, удалось найти у родственницы жителя г. Чугуева  Фанталова Г. Г. Жихаревой Н. П. точно такую, какая могла находиться в семье родителей художника. Необычный музыкальный инструмент – фисгармонию вы сможете увидеть, когда посетите Художественно – мемориальный музей И. Е. Репина . ( г . Чугуев, ул. Р. Люксембург, 8 ) В музее представлен подлинный музыкальный инструмент 19 в.

Сам Илья Ефимович очень любил музыку. Он признавался в одном из писем : если ему подолгу не приходилось слышать музыку, он тосковал. Своих родных или друзей он просил садиться за музыкальный инструмент и под звуки музыки работал. Часто Илье Репину аккомпанировал его младший брат Василий.

На протяжении многих тысячелетий орган и его мини копия – фисгармония, по сравнению со всеми другими музыкальными инструментами, претерпевает наибольшие изменения, постоянно как бы вбирая в себя достижения технической мысли и одновременно активно меняясь в связи с эволюцией музыкальных стилей разных эпох. Будучи в далекой древности светским инструментом, а затем внедренный в храмы и претерпевший гонение в этих же храмах, мини орган достиг совершенства и во всем своем величии стал самостоятельным инструментом, заняв подобающее ему положение и в современной мировой музыкальной культуре. 

Елена Дашко, младший научный сотрудник музея

Категорія: