Образ Петра I в творчестве И.Е. Репина

Время правления императора Петра I Алексеевича (1672 – 1725), со дня рождения которого в этом году исполняется 340 лет, неоднократно отображалось в творчестве российских и иностранных художников. Не обошел его вниманием и Илья Ефимович Репин, изображая как современников Петра (например, царевну Софью Алексеевну в своей знаменитой картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году»), так  и его самого в своих небольших, но выразительных произведениях, при этом обращаясь к различным периодам биографии самодержца.

Молодого Петра I Репин изображает в графическом листе «Петр I упраздняет стрельцов» (Государственная Третьяковская галерея). Царевна Софья Алексеевна (сестра Петра по отцу), ставшая регентшей при малолетних Петре и Иване и фактически управлявшая страной, чувствуя угрозу своей власти и со стороны взрослеющего Петра и стремясь ее сохранить, подстрекала стрельцов  – опору трона. После подавления бунта 1698 г. стрелецкое войско по приказу Петра было распущено, а Софья к тому времени уже была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря. Упомянутый репинский лист иллюстрирует одну из заключительных страниц периода существования стрелецкого войска, как «военной единицы» в истории России, и демонстрирует становление Петра I, как самодержца.

Одним из великосветских и активных развлечений в жизни великих древнерусских князей, российских царей и императоров была охота. Н. Кутепов посвятил занятиям охотой свою четырехтомную монографию, изданную в Санкт-Петербурге в 1896 — 1911 гг., к иллюстрации которой привлек многих художников-современников, в том числе и
И.Е. Репина.

X – конец XVII вв. называют  блестящим периодом развития царской охоты. Во время правления Петра Великого существование царской охоты приходит в упадок. Наследственная в роде Романовых любовь к полевым утехам была ему совершенно чужда. В ранней юности Петр увлекся мореплаванием; на всю жизнь морское дело сделалось его всепоглощающей страстью и не оставляло места в его душе увлечению охотой. Репинская акварель «Петр I на охоте с боярскими детьми» (Приморская краевая картинная галерея, Владивосток) демонстрирует, как Петр однажды в ранней юности остроумно насмеялся над боярами, любителями охоты. Когда несколько бояр начали выхвалять пред ним псовую и птичью охоты, как благородные забавы, прося его посетить их, Петр назначил день и место для псовой охоты. Выехав затем в поле, он объявил боярам, что желает иметь дело только с ними, а не с псарями-холопами. Псари должны были удалиться, передав собак господам. Господа же тотчас «привели псов в разстройку»; напуганные собаками лошади занесли далеко в поле своих седоков; некоторых сбили с седла; других же собаки, путаясь в сворах, стащили с лошадей. Когда на другой день Государь пригласил бояр, – тех, которые не лежали в постели после псовой охоты, – участвовать в соколиной охоте, то они решительно отказались, помня полученный урок. Действительно, Петр Великий на этой акварели изображен смеющимся во весь голос, всей «постановкой» своей фигуры демонстрируя презрение к подобной «охотной суете».

Косвенное участие Петра I в занятиях охотой демонстрирует репинская иллюстрация «Приезд царевичей Петра и Иоанна Алексеевичей на потешный двор» (Государственный Русский музей). Интересно то, что среди репинских иллюстраций, с изображением именно Петра I (в охоте) в III томе монографии Н. Кутепова, была опубликована лишь она одна, остальные остались в качестве самостоятельных листов и хранятся в музеях.

Рассказывают, что когда Петр в 1684 – 1687 гг. устраивал, при помощи Франца Лефорта, свои потешные полки, то он вместе со своим братом, Царем Иоанном, зашел однажды на сокольничий двор и пожелал узнать,  сколько  всего здесь содержалось охотников. Ему сказали, что охотников здесь до 300 человек. Тогда Петр, обратясь к своему брату и, указывая на собравшихся, заметил: «Какое число людей без пользы содержится, не лучше ли бы излишнюю охоту уничтожить, а расходы и людей употребить в пользу государственную»? и вслед затем, с согласия Иоанна Алексеевича, записал всех молодых сокольников в потешные». Это момент петровского обращения к своему брату Репин и запечатлел в своей иллюстрации.

Впоследствии Петр несомненно уже не видел в развлечениях охотой «бесславия» и хотя не очень часто, но все же не раз принимал в них участие.

Пожалуй, основным репинским произведением, среди цикла его работ, посвященных Петру I, является графический лист «Полтава» (бум., сепия; другое название: «Петр I ведет кавалерию в атаку» (бум., тушь, кисть, граф. карандаш; Государственная Третьяковская галерея)). Лист отображает ключевую битву российско-шведской войны 1700 – 1709 гг., утвердившую победу русских над шведами. Историческая победа русских под Полтавой была вполне закономерной. Пока Карл воевал на территории Польши, Петр реорганизовал армию по европейскому образцу и возобновил боевые действия. План шведского короля – добраться до Москвы через Смоленск – был сорван искусной обороной русских войск. Карл XII двинулся в Украину, надеясь на поддержку украинского гетмана Ивана Мазепы, но Петр заключил с союзниками Мазепы тайный договор, и казачество не подчинилось гетману. В июне 1709 г. Карл XII решил быстро овладеть Полтавой. Против измотанного и голодного 24-тысячного войска шведов Петр направил к Полтаве 50 тысяч своих солдат. Полтавская битва стала вершиной полководческой славы царя Петра. Перед решающей схваткой российский государь обратился к своим воинам со словами: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним доказывали… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния нашего». Когда в ожесточенной рукопашной схватке шведам удалось потеснить центр русских, но в эти минуты Петр I лично повел в контратаку второй батальон Новгородского полка и восстановил положение (скорее сего, именно этот момент Репин запечатлел в своем листе). В ходе этого боя одна шведская пуля пробила ему шляпу, другая застряла в седле, а третья, попав в грудь, расплющилась о нательный крест. Под натиском русских, идущих в штыки, войска шведов обратились в бегство.

В заключение хотелось бы отметить, что разносторонность интересов Петра I, в частности, его немалую любовь к искусствам, И.Е. Репин показывает в своем эскизе «Петр Великий работает над слоновой костью» (1903 г., Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), отмеченный поисками образа, раскрытого в напряженном действии.

Как мы видим, галерея образов Петра I, созданных знаменитым художником И.Е. Репиным, обогащает иконографию великого самодержца и основателя Российской империи.

Литвиненко В. С., научный сотрудник музея  

Категорія: