Пейзажи Чугуева в творчестве И.Е. Репина

Литвиненко В.С., научный сотрудник музея  

Знаменитый художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве, Харьковской губернии, большую часть жизни проработал в России  и за рубежом, творя главным образом в крупных жанрах живописи и графики: бытовом, историческом, портрете. Пейзаж в творчестве Репина занимает не столь значимое место, как другие жанры, но, тем не менее, практически в каждой бытовой или исторически-бытовой картине, действие которой происходит на открытом воздухе, и даже иногда портрету на пленере сопутствовали подготовительные пейзажные этюды и зарисовки, хотя, конечно, встречаются  и самостоятельные пейзажи.

Особый интерес вызывают изображения Чугуева и его окрестностей, родины Репина, выполненные самим художником. Среди чугуевских периодов жизни и творчества Ильи Ефимовича было выявлено, по крайней мере, два, за время которых он запечатлевал  родные места: периоды детства и юности (1844 ­– 1856) и период 1876 – 1877 г.г. В остальные периоды приездов и работы в Чугуеве пейзажей родных мест руки Репина найдено не было.

Самая ранняя акварель Ильи Ефимовича Репина с изображением Чугуева, которую нам удалось обнаружить, – «Вид на школу военных топографов в Чугуеве» (1853 – 1857, б., акв., ГТГ г. Москва, ил. 1.), – была написана начинающим художником в период детства и «относится по уровню детализации натуры к ценным источникам иконографической информации об архитектурных памятниках города Чугуева [1]. На акварели изображен типичный  провинциальный пейзаж, на котором удачно гармонизируют природные мотивы (на первом плане, в левом нижнем углу, изображена мирно отдыхающая корова), со строгой архитектурой – зданием Штабов военных поселений с подведомственными ему постройками, где наряду с другими службами и находилась Школа топографов. В Школе топографов учился юный Репин в 1857 году.  Исследование строительной периодизации здания Штабов военных поселений позволяет уточнить датировку акварели Ильи Ефимовича «Вид на школу военных топографов в Чугуеве», которая определена в границах 1854 – 1857 годов [1].

Ещё один пейзаж, написанный ранним Репиным, условно назван нами «Улица в Чугуеве» (1861г., бум., акв., ГТГ). На листе изображен мужчина, ведущий собаку вдоль забора, с правого края листа виден фрагмент дома, типичной архитектурной застройки Чугуева периода военных поселений. У нижнего края надпись: «13 мая 1861 года городъ Чугуевъ   рис. съ натуры И. Е. Репин». Если верить подписи, то эту акварель художник выполнил в 17 лет.

Оба пейзажа похожи стилистически и кажутся по-детски наивными.

Следующие чугуевские пейзажи уже относятся к зрелому периоду творчества Репина 1876 – 1877 г.г., когда он с женой и детьми приехал погостить к родителям в их дом в Чугуеве на Никитинской улице (ныне Розы Люксембург).

Среди произведений 1876 г. были найдены этюды, выполненные как акварелью: «Чугуев» (б., акв., частн. собр., С.-Петербург, ил. 2), с изображением домиков среди осенних деревьев, так и маслом: «Берег реки» (холст, масло; Пензенск. обл. карт. галер. им. К. А. Савицкого, ил. 3),  с изображением Северского Донца на первом плане, а на дальнем плане берега с садами и хаткой. Также один этюд, выполненный маслом «Хата в Чугуеве» [2], или « Украинская хата» [5] (х., м, ил. 4).

Интересен карандашный набросок, в котором запечатлен городской мотив, – Никитинская улица Чугуева – фрагмент здания Торговых рядов,  следующее двухэтажное здание и, в перспективе, –  дальние дома (1876 г., бум., кар., ил. 5). Этот вид дошёл до наших дней практический без изменений, поэтому легко узнаётся.

Свой приезд  в Чугуев Репин изобразил в картине «Возвращение в отчий дом» в 1878 году. Её авторство вызывало сомнения (об этом подробнее писал В. Москвинов [2, с.48 – 49]), но обнаруженные два подготовительных наброска с достаточно точным отображением расположения построек, включённых в композицию картины, подтверждают принадлежность кисти 32-летнего Ильи Ефимовича. На рисунке «Дом Репиных в Чугуеве» эскизно скупыми линиями художник показал экстерьер двора дома родителей. Кроме построек изображены, снова-же-таки, очень условно, бочка с водой, а на первом плане  – какая-то растительность. Что интересно, линейный эскиз выполнен на холсте, он назван этюдом к вышеупомянутой картине, но по каким-то причинам не был осуществлен в цвете (х., м., 1870-е гг., НИ музей РАХ, С.-Петербург) [3, с.56].  На втором рисунке с таким же названием запечатлен тот же двор, но только более детально. Кроме построек и бочки, на первом плане изображен пес, смотрящий на зрителя. На рисунке надпись: «Чугуев. Д. Репиных»   (бум., кар., был опубликован в журнале «Нива» 1914 г., местонахождение неизвестно; ил. 6).

Лето 1877 г. Репины провели в Мохначах – небольшом селе, расположенном на крутых склонах Донца, недалеко от Чугуева [2]. За этот период были найдены два пейзажа: «Деревня Мохначи близ Чугуева» (1877, б., акв.,  белила, граф. кар., ГТГ, г. Москва, ил. 7) и «Деревня Мохначи», или «Уличка в Мохначах» (1877, бум., граф. кар., акв., ГРМ, С.-Петербург,   ил. 8). На первом пейзаже  изображены слева уходящая в гору улица, справа –  на первом плане перед забором играющие дети, а за забором – хата во дворе, а дальше –  вид на речку. На листе авторская надпись и подпись карандашом: «Чугуев И. Репин; кистью: Мохначи 13 юня 77». На втором пейзаже, соответственно названию, по обе стороны деревенской улицы изображены хатки, а в конце, за лесом виднеется колокольня церкви.  На листе внизу подпись: «1877 И. Репин».

В 1877 г. Репин пишет этюд «Окрестности Чугуева», или, как его называет Москвинов, «Пейзаж (вид из Чугуева в сторону Кочетка). Акварельный этюд к "двум  богомолкам-странницам» (1877 г., бум., кар., акв., музей «Атенеум», Хельсинки, ил. 9). Как утверждает Москвинов «…Этот этюд…опубликован художником в «Ниве» в 1914 году. На нем с изумительным чувством природы передано очарование солнечного дня, покой и умиротворение наполненной светом и теплом украинской степи. Акварель написана с натуры, с откоса горы в Чугуеве, возле юнкерского училища (бывший Топографический корпус), по направлению к долине Донца. Внизу, за обрывом, видны верхушки  больших пирамидальных тополей бывшего царского сада, за ними –  голубая лента Донца, пропадающего в густых зарослях камыша, подсолнухов и кукурузы. Вдали – дорога на Кочеток, лес, белеющая кочетковская церковь» [2, с.54 – 55]. В свою  очередь «Две богомолки-странницы» является  этюдом к «Крестному ходу…», на нем видны элементы выше упомянутого этюда-пейзажа: тополя, часть Донца и другие, – центральную часть пейзажа перекрывают фигуры странниц. Что интересно, в «В крестном ходе…» за фигурами странниц пейзажа не видно, –  изображена толпа, в частности возвышающиеся урядники, природа изображена справа и носит уже другой характер (написана по впечатлению от местности  Курского края): написаны пни на пригорке.

Таков обзор найденных на сегодняшний день чугуевских пейзажей Репина. Безусловно, существуют ещё виды родных мест художника его руки, упомянутые в литературе, или известные из других источников. Например, это  «Чугуев ночью» ( 1876 г., х., м., 32х55 см.; cлева внизу подпись: «Пенаты Пж-27»). По утверждению научного сотрудника музея «Пенаты» Е.Кириллиной работа написана, точно, по возвращении Репина из Парижа, хотя на нём и нет даты, а лишь подпись. Это профессионально написанный этюд и, по её мнению, изображает дом родителей Репина (где сейчас находится Дом-музей И. Е. Репина в Чугуеве). Кроме этого этюда, в «Пенатах» есть ещё чугуевский эскиз: «Дом Репиных в Чугуеве» (этюд к картине «Возвращение в отчий дом», холст на дереве. 26,5х44,5 см.; Пенаты Пж-121). Однако подобный этюд находится в НИ музее РАХ в С.-Петербурге (только в качестве основы – просто холст без дерева, опубликован в книге «Новое о Репине» [3, с. 56] и уже рассматривался в данной статье выше, – возможно именно он сейчас и  числится за «Пенатами». Поскольку нет изображений этих пейзажей, то они упомянуты здесь только вскользь, судить о них можно будет только тогда, когда появятся их фотографии, – это тема для дальнейшего исследования. 

Литература

  1.   Бучастая С. И., Шевченко О.А. Историко-архитектурные исследования застройки Чугуева как источник для атрибуции акварели И.Е.Репина «Вид на школу военных топографов в Чугуеве./ Материалы конференции «Репинские чтения».-СПБ, 2010..

  2.     Величко Ю. В. Україна в творчості І. Ю. Рєпіна. К.: Мистецтво, 1963, с. 20.

  3.     Москвинов В. Репин на Харьковщине. Х.: Харьковское книжное издательство, 1959 г.

  4.    Новое о Репине./Статьи и письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации./  Бродский И. А., Москвинов В. Н. – Л.: Художник РСФСР, 1969 г. – с.56

  5.      Репин И. . Далекое близкое. М.: Искусство, 1964 г. С. 33.

 

Категорія: