Чугуев - город-памятник

И в истории народов,  и в памятниках искусства, особенно в устройстве городов, в архитектуре меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, ассоциаций; более всего в республиканском строе, конечно. В каждой мелочи, оставшейся от этих эпох, виден, чувствуется необыкновенный подъем духа, энергии: все делается даровито, энергично и имеет широкое гражданское значение"                                                            

                                                                                                                                                                                        И.Е. Репин.

    Наиболее широкое понятие культуры звучит, как "совокупность знаний, умений и навыков в духовной и материальной сферах жизни, накапливаемых  человечеством, сохраняемых как ценности и передающихся  последующим поколениям". Самым ярким и емким выражением такого глобального процесса являются памятники, в которых, при внимательном изучении, можно рассмотреть общественные процессы эпохи их породившей, уровень  развития науки и техники,  идеологические пристрастия, религиозные приверженности и многое другое. Само слово "памятник" является производным от слова  "память".

     В современной лексике русского языка  памятник часто отождествляется с понятиями "монумент", "скульптурное произведение", "надгробие". Это до обидного узкое понимание сущности памятников. Их многообразие поражает:  археологические, письменные, архитектурные, искусства, устного народного творчества, науки и техники, народного быта и другие. Это здания, памятные места, связанные с важными  событиями и людьми, монументы, книги, рукописи, живописные полотна, народные былины и песни, сказки и даже целые города - кладовая информации для сердца и ума оставленной для нас предками. Нужно лишь уметь ею пользоваться.

   Занимаясь много лет изучением  истории Чугуева, невольно задумываешься о том, что наш город в этом понимании тоже памятник - памятник  градостроительства и великая книга мудрости, которая для многих современных горожан всё еще не востребована и не прочитана.

      На историю развития Чугуева как градостроительного образования в разные периоды сильно повлияли государственные интересы. Его историческая миссия на протяжении трех столетий была определена как "военный город". Крепость в XVII веке, полковой город в XVIII, экспериментальное военно-административное образование (поселение) в первой половине XIX, общеимперский военно-учебный центр в конце XIX - начале XX, город в системе советского военно-промышленного комплекса.

     Вспомним, как начиналась история Чугуева. Это была классическая для позднего средневековья государственная программа заселения новых земель, основанная на многовековом опыте строительства укрепленных городов. Роль градостроителя в нашем городе на протяжении многих лет выполняли закон и обычай. Русский воевода твердо и точно знал, какие управляющие действия надлежало предпринять, чтобы построить город на новом месте. Достижения современной фортификационной науки предопределили выбор места на высоком  мысе, образуемом двумя реками (Северский Донец и Чуговка), тыновую конструкцию стен чугуевской крепости  в виде вертикально врытых в землю бревен, небольшие населенные слободы и их планировку, социальный состав населения. Всё обуславливалось основным предназначением как форпоста на границах государства.

     Как только необходимость в обороне от кочевников - крымских татар - отпала,  для Чугуева была написана " новая роль" по старому сценарию. Военные поселения напрочь уничтожили только начавшие зарождаться зародыши городского гражданского общества, но дали Чугуеву то, что получали только избранные. Над перепланировкой городской территории, проектами зданий работали столичные специалисты под руководством виднейшего архитектора классицизма XIX века Василия Петровича Стасова. Весь потенциал градостроительной науки того времени был сконцентрирован в сухих и жестко функциональных, на первый взгляд, градостроительных и  архитектурных формах. На самом деле, выполняя  жестко регламентированный заказ на проектирование  казенного городского поселения с преопределенными заранее военными функциями, которым подчинялось всё, исполнители проекта предпочли  сохранить важнейшие, как бы родовые признаки Чугуева. Центр был оставлен  на прежнем месте и застроен зданиями административно-культового назначения - ансамбль современной площади им. Ленина. Торговая площадь, плавно вытекающая из центра, скорее всего,  заняла место средневекового посадского торга у подножия самой мощной башни Чугуевской крепости Пречистинской. Город приобрел упорядоченную застройку    хорошо продуманную функционально. В силуэте центра города, то есть в очертаниях границ между постройками и беспредельностью неба, прекрасно был использован художественный потенциал ландшафта - высокого плато над речной поймой. Самым важным, по моему мнению, было то, что новый город при всей  своей казенщине, проявлявшейся в разных формах (от мелочной регламентации повседневной  жизни военных поселян  до нетрадиционных архитектурных нюансов, как, например, раскрашивание фасадов домов поселян разными цветами), сохранил городскую среду соразмерную человеку. Есть такое понятие в градостроительстве, которое очень емко определяет удобность и уютность города для его жителей - размер кварталов, протяженность улиц, соотношение застроенных, озелененных и свободных пространств в городе и множество других критериев.

     После отмены военных поселений в 1857 году вопросы функционирования города перешли в руки выборных органов самоуправления. Градостроительство подчинилось реалиям жизни и насущным проблемам. Об этом процессе в   данный  период  развития известно немного. Поэтому ограничимся лишь замечанием, что перепланировки не коснулись центра Чугуева, структура города полностью сохранилась. Частные дома и торговые лавки строились по разрешению городской думы. Как правило, владельцам в небольших городах не хватало средств на оригинальный проект, поэтому им  предлагались "образцовые проекты", то есть набор типичных проектов зданий с модными в то время деталями фасадов, планировкой внутренних помещений и т.д. Издавались специальные журналы с предложениями.  Выбор зачастую зависел от финансовых возможностей будущего домовладельца.

    Активное изменение сложившегося облика  Чугуева началось уже после Великой Отечественной войны. В результате массированных обстрелов  большая часть жилой застройки была разрушена. Началось новое  общественное и жилое строительство. Это было время революционных настроений в архитектуре, когда любое новое считалось лучше старого. Понимание  необходимости и трудности задачи сохранение исторического характера городов  в беспрерывном процессе развития и приспособления их для современной жизни пришло к отечественным градостроителям значительно позже. А в 60-80-е годы государство активно решало жилищную проблему для растущего быстрыми темпами городского населения. На старых улицах  возводились  "высотки", заводские и фабричные здания появлялись в центре, бывшие площади засаживались скверами, неоправданно прорезались новые улицы, территории бывшего общественного предназначения огораживались ведомственными заборами. Даже столицы не избежали подобной участи, о судьбе малых городов говорить не приходилось. Одной  из   многочисленных  причин  создавшейся  ситуации  можно  назвать  преобладание в градоформирующей  деятельности  сугубо  управленческого  метода  руководства. Архитектору  необходимо  было  убеждать в  правильности  видения  перспектив  развития  города  только  чиновников  вышестоящих  министерств и, в  лучшем  случае, городское  начальство. Горожане  воспринимали  город  как  нечто  данное  сверху  и  независимое  от  них. Надо  отдать  должное  чугуевской  городской  общественности, которая  в  1980-е  годы  активно  отстояла  целостность  парка  им. И.Е. Репина  и сквера  Славы, выступив  против  строительства  на  этих  территориях. Возможно  именно  сегодня  пришло  время  возобновить  практику  общественных  градостроительных  советов, опыт  организации  которых  в  европейских  городах  насчитывает  века. Об  этом  свидетельствуют  выводы  сделанные  участниками  семинара, проведённого  в  Чугуеве  совместно  с  учёными  и  специалистами  Харьковского  государственного  технического  университета  строительства  и  архитектуры  в  конце  2001 года.

     Однако  "диалог"  между  профессионалом-архитектором  и  горожанами, по  утверждению  известных  архитекторов  А.Э. Гутнова  и  В.Л. Глазычева, "будет  успешным  лишь  в  том  случае, если  и  горожане, как  партнёры  архитектора  по  выращиванию  города, объединёнными  усилиями  также  научатся  уважать  природу  города. Уважать  город  как  мир, в  котором  мы  живём, означает, что  мы  никогда  не  будем  знать  его  целиком  и  окончательно, что  нам  всегда  придётся  восполнять  недостаток   точного знания  ощущениями, чувствами, художественной  интуицией. А  ведь  восполнять  недостаток  рационального  знания  чувством - значит  прежде  всего  любить  город.

     Любить  город  как  мир, данный  нам  в  ощущениях, - это  нехитрая  мудрость  оказывается  в  основе  целенаправленного  развития  нашего  рукотворного  мира  с  его  огромной  историей. Любить город - значит  прикоснуться  к  раскрытию  его  тайны, обновляющейся  и  углубляющейся  вместе  с  обновлением  и  развитием  всей  нашей  культуры".

   Я недаром избрала эпиграфом для статьи  из огромного эпистолярного наследия И.Е.Репина именно эти слова.  Пришло  время нынешнему поколению чугуевцев использовать удивительную возможность осознать собственную гражданскую обязанность перед своим городом и осуществить её.

 

Категорія: