Галина Ермошенко. История одного портрета

Галина Ермошенко

История однрго портрета

В собрании нашего музея  находится портрет Терещенко и, как считалось до недавнего времени, работы украинского художника Н.К.Пимоненко.

Заинтересовавшись работой этого художника, захотелось узнать, существовала ли какая-либо связь между И.Репиным и Н.Пимоненко, и что объединяло этих двух людей. С этого вопроса началась исследовательская работа, которая сначала имела хаотический характер, а затем превратилась в продуманный и захватывающий поиск.

            Познакомившись с биографией Пимоненко, я отметила, что он, как и Репин, был выходцем из бедной семьи, которая жила на окраине Киева. Когда-то Илья Ефимович писал, что он  родился  в семье военного поселянина, это звание «очень презренное, ниже поселян считались разве крепостные». А дед Пимоненко был крепостным маляром, т.е. художником и, замечая способности внука, очень хотел, чтобы тот получил образование. Как и Репин, Пимоненко начинал свой творческий путь с иконописной мастерской. Сначала  помогал отцу расписывать церкви, а затем обучался у иконописца Иванова в Киеве. Судьба улыбнулась юному Николаю: из числа учеников мастера-иконописца он был отобран Н.И.Мурашко  и стал учеником его Рисовальной школы. Стремление продолжить образование было так велико, что молодой художник, как и наш земляк, отправился  в далекий Петербург поступать в Академию художеств. Его мечта сбылась. За успехи в учебе Пимоненко неоднократно получал малые и большие серебряные медали, но из-за продолжительной болезни был вынужден оставить сырой и пасмурный Петербург и вернуться в родной Киев. Годы учебы в Академии художеств не прошли даром, именно тогда начинающий художник ближе познакомился с  Репиным и с тех пор считал его своим учителем и духовным наставником.

Проживая в Киеве, Пимоненко был знаком с семьей сахарозаводчиков Терещенко, которая субсидировала Рисовальную школу Мурашко и занималась обширной благотворительной деятельностью. Очевидно, не раз художнику поступали заказы на выполнение портретов членов этой семьи. Известно, что картина Пимоненко была приобретена нашим музеем в 1983 г. в Центральном антикварном магазине города Киева, но каков был ее путь к прежнему владельцу и кто из семьи Терещенко на ней изображен? Это еще предстояло выяснить.

В заблуждение ввела этикетка к портрету, где были указаны инициалы Терещенко: А.Н. на русском языке и  А.М. на украинском. Получив из Интернета сведения о родословной этой семьи, никого с такими инициалами обнаружено не было. Но существовала одна зацепка – награды, изображенные художником. Воспользовавшись книгой В.М.Глинки «Русский военный костюм ХYШ – начала ХХ века», удалось выяснить, что изображенный на шее у портретируемого крест – знак ордена святого Владимира второй степени. Степень подтверждалась орденской звездой, которая носилась на левой стороне груди и имела восемь лучей, четыре из которых были золотыми, а четыре – серебряными. Девизом этого ордена были слова: «Польза, честь и слава». Именно такую звезду можно хорошо рассмотреть на портрете. К сожалению, остальные награды идентифицировать не удалось.

          Следующим шагом в предпринятых поисках было выяснение того, кто из Терещенко удостоился ордена святого Владимира. Открыв сайт сахарной промышленности, я получила информацию об её истории и познакомилась с биографией удивительных людей, причастных к развитию сахарной отрасли, занимавшихся благотворительностью и, вообще, способных на истинное милосердие. Современники высоко ценили деятельность таких людей. Из полученных сведений стало известно, что один из них, Никола Артемьевич Терещенко, был награжден орденами Белого орла и французского Почетного легиона, св. Владимира 2-ой и 3-ей степени, св. Анны 1-ой степени, св. Станислава 1-ой и 3-ей степени. Из Интернета были получены фрагменты главы «Гражданин, благотворитель, меценат» из хорошо иллюстрированной книги Павла Примаченко «Русский торгово-промышленный мир» с фотографией Николы Артемьевича в мундире Тайного советника с орденом Белого орла.  Нельзя было не заметить сходства человека на фотографии с человеком на нашем портрете, но требовались более весомые доказательства.

В документах Центрального государственного архива высших органов власти Украины хранится  «Опись  предметов старины и искусства, находящихся в доме  наследников А.Н.Терещенко» , где перечислены портреты членов семьи Терещенко. Среди них пять портретов Николы Артемьевича. В 2003 г. вышло в свет научное издание «Семья Терещенко» киевского историка и писателя В.В.Ковалинского, в котором собраны документальные сведения и фотоматериалы. Но портрет Н.А.Терещенко работы Пимоненко туда не вошёл и даже не упоминался.

Зная, что родина Н.А.Терещенко  г. Глухов, я обратилась за помощью в Глуховский Государственный историко-культурный заповедник. Ответ пришел быстро и очень обрадовал объемом интересной и полезной информации, а также присланным памятным листом, на котором были изображены наиболее выдающиеся представители династии Терещенко. Используя данные изображения, сравнив все лица, удалось установить личность портретируемого.  С полной уверенностью теперь можно сказать, что портрета на нас серьёзными глазами смотрит Никола Артемьевич Терещенко – миллионер-сахарозаводчик, умный администратор, толковый хозяйственник, общественный деятель, меценат и благотворитель. В его коллекции, часть которой сейчас находится в Киевском музее русского искусства почетное место занимали произведения выдающихся мастеров живописи: И.Крамского, В.Верещагина, И.Перова, И.Репина, В. Поленова, В. и А. Васнецовых, К Трутовского, С.Светославского, Н.Пимоненко и других. Еще при жизни Терещенко улице Киева присвоили его имя, а в особняке, где он жил в настоящее время  располагается музей Т.Г.Шевченко.

Считая  исследования завершёнными, я решила поставить точку в этой  истории, но она оказалась более запутанной и побудила на дальнейший поиск истины. Толчком к этому послужило посещение музея художниками-реставраторами из Киева. Остановившись возле портрета Н.А.Терещенко, я начала рассказ об этом удивительном человеке, обратив внимание и на личность художника,  выполнившего портрет. В глазах гостей появилось недоумение, а в дальнейшей беседе я выяснила, что художники поставили под сомнение авторство этой картины. Предстояло развеять эти сомнения.

Просматривая каталоги с работами Н.К.Пимоненко, знакомясь с почерком этого художника (насколько это позволял  сделать иллюстративный материал), я внимательно изучала автографы на ранних и более поздних его работах. Действительно, наш портрет отличался от портретов, написанных  Пимоненко в разные годы и не имел подписи автора. Лишь на обратной стороне холста было написано: «… писал Н.К.Пимоненко, 17 апр. 1911 г.» Первое слово было тщательно зачёркнуто чёрными чернилами или тушью. Кем и когда на самом деле была сделана эта подпись, узнать не представлялось возможным.

Зная, что картина побывала на реставрации, я обратилась в Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины с просьбой выслать копию реставрационного паспорта и с надеждой узнать что-то новое. Полученные из Киева материалы не убедили в достоверности уже имеющихся сведений.

Сотрудники Киевского музея русского искусства сообщили, что Пимоненко никогда не писал портрет Николы Артемьевича Терещенко, им был выполнен портрет его сына – Александра Николовича. Выяснилось, что представителей замечательного рода Терещенко изображали многие известные художники: Бронников, Ге, Ковалевский,  Кузнецов, Мурашко, Платов, а имеющийся у нас портрет,  вероятно, является копией с работы Н.Д.Кузнецова, которая хранится в Национальном художественном музее Украины.

За разъяснениями я обратилась к сотрудникам этого музея. Когда из Киева пришёл ответ с фотографией, сделанной с портрета, написанного Кузнецовым в 1890 году, стало очевидным, что в нашем собрании находится прекрасная фрагментарная копия с этой картины. Кроме того, сотрудники музея сообщили, что художник сам неоднократно копировал свою уже известную работу.

Проанализировав все полученные сведения, можно сказать, что портрет Н.А.Терещенко, находящийся в коллекции Художественно- мемориального музея И.Е.Репина г. Чугуева, который долгие годы приписывали кисти украинского художника Н.К.Пимоненко, выполнен одним из лучших художников-портретистов Украины – Николаем Дмитриевичем Кузнецовым.

Среди украинских художников на передвижных выставках в конце ХІХ века Н.Д.Кузнецов чаще всего выступал с портретами. В этом жанре он получил всеобщее признание. Художественная критика того времени часто ставила его работы на один уровень с портретами И.Е.Репина. А сам Илья Ефимович, признавая талант Кузнецова, называл его Тицианом.        Конечно, не на все вопросы получены ответы,  и даже каждый найденный ответ порождает десятки новых вопросов. Вполне возможно, что вскоре будут найдены новые материалы, на основании которых можно будет с уверенностью и без сомнений говорить об авторе картины, но хотелось бы, чтобы уже проведённая исследовательская работа не прошла впустую.

Категорія: