Коллекция Павловопосадских шалей

ВВЕДЕНИЕ

За два столетия павловский платок стал узнаваемым аксессуаром русского костюма, особым явлением отечественной культуры, а также приобрел широкую известность за пределами России. Опираясь на древние традиции, павловопосадские шали не только сохранили в своем декоре собственный стиль, но и вобрали в себя все лучшее дня сегодняшнего. В произведениях павловских мастеров, наряду с наследием местного промысла, находят отражение общеевропейские тенденции развития платка.

1. История возникновения промысла

Расписной платок, шаль с каймою не только согревали в холод, защищали от дождя и зноя, но и украшали, радовали, всегда были дорогим и желанным подарком. С давних времен на Руси украшали ткани с помощью резных деревянных досок- манер и цветок. При печатании рисунка били по форме тяжелым чугунным молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, откуда и пошёл термин «набойка» или «набивка».  Узор печатался, набивался чаще всего на холсте или крашинине – окрашенном холсте. Набойкой украшали кафтаны, телогреи, сарафаны, платки. Есть сведения, что набивные ткани существовали на Руси уже в Х веке. [1]

Очень разнообразны набивные ткани ХVII века. Дешевые, они были распространены среди крестьянских и посадских слоев. Набивные холсты, украшенные растительным орнаментом, вырабатывали и на дому, чему способствовала продажа на ярмарках и торгах резных досок.

В  ХVII веке наряду с народной ручной набойкой в ходу были фабричные ситцы, которые назывались тогда набойками, выбойками, ситцами, полуситцами. Фабричное производство развивалось из крестьянского набоечного промысла. Но и оно основывалось на ручном труде. Фабричные изделия также украшались растительным орнаментом. Форма этих рисунков была весьма разнообразна: выбойка мелкая и крупная, белоземельная набойка (печать по белому, натуральному полю ткани в отличие от грунтовой,  когда рисунок наносится на цветной фон). Детали покрывала, скатерти, большие и малые набивные платки.

Русская набойка, один из видов народного искусства, испытывала влияние декоративных изделий других стран. Распространённые в свое время при царском дворе дорогие ткани из Индии, Персии, Турции, Испании – парча, бархат, тафта, атлас – попадали в руки русских мастеров, которые использовали их в своем самобытном творчестве.

В конце  ХVII - начале ХIХ века в России были популярны кашемировые (кашмировые) шали с тонким тканым рисунком. Такие изделия делались в Кашмирской долине в Индии и стоили очень дорого.  Русские крепостные мастерицы также делали такие шали,  изготовляя их из чистого кашемира или козьего пуха. Из пуха выпрядались тончайшие нити (один моток пряжи в 13 граммов содержал нить длиной 4500 метров), из которых ткались сложнейшие  двухсторонние узоры.

Вошли в моду кашемировые шали, увеличился ввоз их в Россию. В 1825-1826 годы было ввезено платков и шалей более чем на 2 млн. рублей золотом.

Мода, высокий спрос, а значит, большие деньги, стремление избавиться от заморских конкурентов, ввозивших платки в колоссальных количествах, заставили русских предпринимателей уже в конце ХVII века создать в России такую отрасль промышленности, которая бы в полной мере удовлетворяла внутренний спрос.

Выпуском платков и шалей типа кашемировых стали заниматься крупные городские мануфактуры, небольшие заведения помещичьих усадеб. Знаменитая «Трехгорная  мануфактура» в Москве, например, выпускала до сорока видов платков и шалей. Выделку платков освоили фабрики Москвы, Подмосковья, Иваново-Вознесенска. Производство тканых и набивных платков так быстро росло, что Россия сама начала вывозить свои текстильные изделия сначала на Восток, затем на Запад, конкурируя с промышленностью Индии, Франции, Англии.

В подражание цветным шалям, дорогим и недоступным широкому кругу людей, русские мануфактуры стали выпускать набивные платки. При этом сложные узоры тканых шалей, подвергшиеся переработке и упрощению в другой технике исполнения, получили совершенно новое, русское звучание.

Примечательно, что декоративные и плательные ткани, выпускавшиеся русской текстильной промышленностью в первой половине ХIХ века, в художественном отношении стояли на уровне европейской культуры оформления тканей. Уже первая публичная выставка мануфактурных изделий в 1829 году  доказала, как отмечено в её описании, «что в деле шелковых материй, парчей, ситцев … мы не имеем причины завидовать иностранцам».[2]   

Как раз в то время русская текстильная промышленность создала совершенно оригинальные изделия – так называемые сарафанные ткани, кубовые и кумачовые ситцы и несколько позже – Павловские платки.

«Влияние шалей работы крепостных, - пишет искусствовед Е. В. Арсеньева, - прослеживается и в художественном оформлении Павловских платков. Оно выражается в реалистической  трактовке цветочных мотивов, насыщенности колористической гаммы. Особенно выразительным становится оформление платков во второй половине ХIХ века. Яркие розы со светящимися оттенками красного, розового, зеленого цветов, набитые по кремовому или черному фону, создавали исключительно сильный художественный эффект. Заполнение средника платка мелкими цветочными мотивами, свободный переход от средника к цветочной кайме, форма расположения букетов в кайме и по углам – всё это сближает Павловские платки с народными платками из парчи». [3]

Краса родной природы переносилась на резные доски, а с них на холст, ситец, шерстяное полотно. По крупинкам складывалось ремесло, бережно передавалось оно от отца к сыну, - ремесло, ставшее искусством.

Много воды утекло с тех пор, как первая русская женщина повязала голову нарядным платком, сотворённым в Павловском Посаде. До наших дней не увядает популярность этого наряда: Павловские платки завоевывают все новых и новых поклонниц в России и за рубежом. Шерстяные набивные платки носят в России, на Украине, в Грузии. По русским образцам выпускают шали во многих странах мира. А расцвело искусство «плата узорного» в Павловском Посаде.

В давние времена верстах в 70-ти от Москвы раскинулось село Павлово. Оно находилось в центре Вохны – территории с селениями, лежащими по берегам рек Вохонки и Клязьмы. В 1812 году в селе Павлове завел предприятие крестьянин Семён Лабзин.[4]

На первых порах оно представляло раздаточную контору с небольшим шелкоткацким заведением. В 1844 году фабрика купцов Лабзиных вырабатывала платки и недорогие хлопчатобумажные ткани – горденапль, нанку, ластик. В дальнейшем производство расширялось, увеличивалось число работающих, что было связано с освоением выпуска шерстяных набивных платков.  Фабрика одной из первых в русской промышленности наладила их массовый выпуск. Уже в 1859-1860 годах здесь набивали шерстяные платки сначала мелкого, а затем и крупного размера, рассчитанные на среднего покупателя. Это была своего рода золотая жила. Фабрика стала крупнейшим поставщиком платков на внутреннем рынке.

2. Технология изготовления павловопосадских шалей

 2.1.  Создание крока

В творчестве мастеров  из Павловского Посада отразились лучшие черты народного искусства. Мотивы на шалях перекликаются с росписью жостовских подносов, пламенно-золотой Хохломы, цветочными букетами ивановских сарафанных ситцев. Яркие цветы – розы, георгины, маки, ромашки, колокольчики в пышной зелени листьев, с ветками рябины - иногда встречаются в комбинации с кружевными, чеканными, геометрическими узорами. В композиции акцент делается на углах, где помещаются более крупные цветы или букеты, или же мелкие, но соединённые вместе в букеты. Возможны и другие варианты композиций растительных орнаментов. Орнамент в виде концентрических кругов, представляющих собой цветочные гирлянды, которые сплетены их маков, ромашек, пионов и  т. д. Шали расцвечены красками самых насыщенных тонов, фон также глубокого и сильного тона. Художник изготавливает на ватмане гуашью крок: ¼ часть платка. Система зеркал помогает увидеть, каким будет готовое изделие.

На каждой красильной или набивной фабрике работает колорист – мастер, ведающий приготовлением красок и нанесением их на ткани. Старожилы, помнящие прошлое предприятие, знают, к каким ухищрениям прибегали фабриканты, чтобы вытеснить с рынка платки и ткани своих конкурентов. Рассказывали, что колорист фабрики специально разъезжал по столичным балам и сельским ярмаркам, чтобы изучить рисунки платков, узоры тканей, из которых были сшиты кофты и сарафаны, увидеть народные орнаменты, тайком делал их зарисовки. Говорят, что фабрикант, снабдив деньгами доверенных работников, рассылал их туда, где были заведения конкурентов. Лазутчики слонялись по пивным, подпаивали и подкупали художников, гравёров, резчиков, колористов, с тем, чтобы выведать рецепты ярких красок, узнать фабричные секреты, подсмотреть модные рисунки и расцветки. Знающий дело колорист был в цене, умный хозяин старался не скупиться при оплате его труда. Ведь чем ярче и звонче краски на платках, разнообразнее узоры и рисунки, тем больше выгода. Работа колориста в те далекие годы держалась в секрете, способы приготовления красок были окружены тайной. Один из главных колористов Павловопосадской мануфактуры В. В. Руденский  в рисунках делал больше полусотни цветовых  гамм, у него имелся пробный стол, на котором два лучших набойщика делали опытные изделия.

В руках колориста один и тот же рисунок, созданный художником, превращается во множество вариаций. В расцветке применяются  самые яркие и напряженные тона – красный, синий, желтый, зелёный. В платке обычно используют 10-12 красок, но встречаются шали и с 20-29 красками. Грунт, т.е. фон, разный, чаще всего чёрный, а также пунцово-красный, синий, бирюзовый, тёмно-вишневый, бордовый, золотистый. Художники охотно используют натуральный цвет шерсти или хлопчатобумажной ткани – кремовый, или, как его называют, белая земля. На грунтах по закону контраста четко выделяется орнамент. Расцветка форм делается в гамме, соответствующей естественному натуральному цвету растения, например:  розы – красные, листья – зелёные со всеми бликами, тенями, полутенями. Павловских платков великое множество, и многие кажутся одинаковыми, схожесть, конечно, есть. Но если присмотреться – нет ни одного одинакового рисунка. Делали платки разные художники, у каждого своя манера рисунка, свой стиль и своё видение окружающего мира. Откуда же берутся темы, мотивы платочных песен? В некоторых работах звучат украинские, грузинские, восточные мелодии, национальный колорит – отзвук поездок художников по огромной стране. Нередко темы навевают старинные, музейные образцы. А главный, неисчерпаемый источник – окружающий мир, природа, её формы и краски.

 2.2. Изготовление цветок и манер

Основа платка – ткань. Ткут её из шерстяной пряжи, которая поступает  в Павловский Посад с предприятий Москвы и Московской области, Тюмени и других мест.

В приготовительном цехе с помощью специальных машин пряжу перематывают, пробирают, проклеивают для упрочения нитей шлихтой. Пройдя немалый и сложный путь, пряжа превращается в основу и уток, из которых  и ткут шерстяное полотно.

Снятую со станков ткань готовят к набойке. Полуторакилометровая лента, сшитая из нескольких кусков ткани, проходит через машины и наполненные водой и растворами купели. Ткань моют, пропитывают серной кислотой, хлорируют, обрабатывают солями олова. И снова моют в чистой воде, отжимают, сушат. Высушенную ткань подвергают стрижке, очищают от пуха, выравнивают и, разрезав на куски определенного размера, отправляют в отделочное производство -  в набойку, печать, на окончательную отделку.   

Рисунок, созданный художником и утвержденный художественным советом предприятия, попадает к копировальщикам. Они снимают с него технические и производственные кальки. Кальку делают на промасленной бумаге по размеру раппорта (повторяемой части рисунка) и раскрашивают. Раппорт платочного рисунка составляет ¼ часть платка и повторяется на каждом его углу. Производственные кальки готовят с технических, их число равно числу красок в рисунке: для каждой краски своя калька. В резном отделе делают цветки и манеры для ручной набойки. Цветки – это деревянные формы, которыми печатают (набивают) по частям рисунок. Для каждой краски  отдельная цветка.  Манера -  своего рода металлический штамп, набитый на деревянный щит, которым наносят на платок тонкий контур. Изготовляют манеры и цветки по старинным рецептам. трехслойную доску (сосна или ель – в середине, клён и груша – по краям) проклеивают кнопом – шерстяным пухом особого сорта, который впитывает краску и не размазывает её по платку.

Резной отдел. Резчик – фигура особенная. Рисунок платка создает художник, на ткань переносит набойщик. Между ними – резчик. От его работы, кропотливой и тонкой, зависит точность воспроизведения рисунка, а также глубина тонов, четкость и ясность самых тонких линий. Легким постукиванием мастер переводит рисунок с рабочего листа на щит. Затем при помощи ставок (тонкие стальные стамески) выбирает дерево на участке, свободном от рисунка, на глубину несколько миллиметров, обводит фигуры трубочкой и, орудуя крутой стамеской и деревянной колотушкой, «подбирает землю» - снимает лишнее дерево. На щит уходит неделя-полторы,  а с доской «Турецкий узор» и за месяц еле-еле управишься. Потом щит смажут смолой, и тонкий слой пуха нанесут. С другой стороны щита грифель вырежут – углубление, чтобы брать форму рукой. Цветка готова. Трехслойная доска не коробится, глубоко вырезанный рисунок не стирается. На фабрике до сих пор хранятся готовые к делу цветки, возраст которых за сотню лет. Для набивки очень тонких контурных линий применяют манеры. Переведя контур рисунка на срез липы, мастер особой иглой выжигает рисунок и при помощи специальной оснастки заливает в выжженное углубление сплав. Отлитые части рисунка- лекала - извлекают из деревянной формы и прибивают мелкими гвоздями на щит, образуя контурный рисунок. На другой стороне щита – бобышка, выступ для захвата манеры рукой. Ещё одно орудие набойки готово.

 2.3. Ручная печать

В отделочном производстве – смешение времен. Здесь и ручная набойка столетней давности, и современные машины для декорирования  нарядных шалей. Вдоль стен в два ряда, по пять в каждом, набивные столы. Над ними, под самым потолком, камеры для подсушивания платков. Работают набойщики парами: первый набивает один угол, второй- другой. Набьют одну краску, подсушат платок, потом продолжают работу. Труд набойщиков требует силы, быстроты, выносливости и скрупулезной точности. Надо соединить отдельные фигуры в целую художественную композицию, набить контур так, чтобы не осталось и следа стыковки отдельных элементов.

2.4. Фотофильмпечать  

В 1954 году на фабрике начал работать стол фотофильмпечати.  Рисунок для набивки делается на частом шелковом или капроновом сите (фильме) способом фотокопирования и с сита переносится на ткань. Процесс печати: на стол натягивается ткань, размер её  определяется количеством платков. На ткань накладывается первый шаблон, через сито которого протирают краску, - на ткани остается отпечаток рисунка одного цвета, набив первую, чаще всего светло-розовую краску, на стол накладывают капроновый шаблон для нанесения другой светлой краски – зелени. Потом, по установленному веками порядку, набиваются вторые, третьи краски и т. д.  После нанесения красок таким же способом набивается грунт, составляющий общий фон платка. Таким способом можно делать большие и красивые платки в 12-17 красок. А главное, фотофильмпечать, сохраняя яркость и мягкость тонов ручной набойки, в два-три раза превосходит её по производительности. Способ ручной фотофильпечати открыл путь к созданию машин-автоматов, достаточно было механизировать перенос шаблонов,  первая автоматизированная машина для многокрасочной фотофильпечати была установлена в 1961 году.

 

           3. Анализ коллекции Художественно-мемориального музея И. Е. Репина                            

3.1.История комплектования отдела

Отдел «Лауреаты премии им. И. Е. Репина» одна из структурных единиц Художественно-мемориального музея И.Е. Репина. Создание этого отдела было подготовлено самой историей города. В 1914 году жители города Чугуева  хотели открыть в городе картинную галерею имени Ильи Репина - своего знаменитого земляка, но эта идея не осуществилась. В советские времена в городе неоднократно устраивались выставки изобразительного искусства, художники дарили свои работы городу. С созданием в 1969 году художественно-мемориального музея И. Е. Репина эта выставочная работа стала носить целенаправленный характер.

В 1978 году началась комплектация отдела. Выбор темы экспозиции не случаен. В 1966 году была учреждена премия И. Е. Репина – Государственная премия Российской Федерации. С 1966 года и по 1991 год эта премия присуждалась художникам за   произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, премией награждались искусствоведы и художники-реставраторы.

Первая выставка подлинных произведений художников – лауреатов премии имени И.Репина открылась в Чугуеве в 1979 году и посвящалась 325-й годовщине Воссоединения Украины с Россией. На первой выставки было представлено 46 произведений 16 художников. После этой выставки показ новых поступлений стал традицией. Они открывались ежегодно 5 августа в день рождения И. Е. Репина. А в 1984 году, к 140-й годовщине со дня рождения И. Репина и был  открыт  отдел «Лауреаты премии имени И.Репина». Экспозиция разместилась в здании бывшего Покровского собора, памятника архитектуры первой половины 19 века. Собор строился по проекту знаменитого русского архитектора В. П. Стасова с 1826 по 1834 год под руководством архитекторов военных поселений, завершил строительство архитектор Шрейдер. Мозаику и фрески выполнил итальянский художник П. Розетти, иконописные работы – Харьковский художник И.Г.Куликовский. Здание сохранилось не полностью: нет купола и колокольни, ничего не осталось и от внутреннего убранства, интерьеры перестроены для музейной экспозиции.    

3.2. Анализ коллекции

В 1981 году государственную премию РСФСР имени Ильи Репина получили художники по тканям Павловопосадской мануфактуры за создание рисунков шалей:

Рыжов Семён Петрович, 1916-1994 гг.

Регунова Екатерина Петровна, 1926 г. р.

Ольшевская Злата Александровна, 1920 г. р.

Дадонова Ирина Петровна, 1939 г. р.

Зубрицкий Виктор Иванович, 1946 г. р.                                                                             

В коллекции ХММ им. Е. И. Репина представлена 31 шаль Павловопосадской мануфактуры, работы были переданы музею в разные годы: 1985, 1986, 1999, 2000, 2005 (по актам поступления):

  •        Регунова Е.П. Шаль «Галина», шерсть, набивка, 140х140, Т-269

  •        Рыжов С. П. Шаль «Русский узор», шерсть, набивка, 146х146, Т-270

  •        Рыжов С. П. Шаль «Чеканка», шерсть, набивка, 142х143, Т-271

  •       Регунова Е.П. Шаль «Осенняя», шерсть, набивка, 143х143, Т-272

  •        Регунова Е.П. Шаль «Анюта», шерсть, набивка, 149х149, Т-273

  •        Зубрицкий В. И. Шаль «Жостово», шерсть, набивка, 150х150, Т-274

  •        Ольшевская З. А. Шаль «Людмила Зыкина», шерсть, набивка, 140х140, Т-275

  •        Ольшевская З. А. Шаль «Ярославна», шерсть, набивка, 147х147, Т-276

  •        Регунова Е. П. Шаль «Летние сумерки», шерсть, набивка, 150х150, Т-277

  •        Дадонова И. П. Шаль «Ливадия», шерсть, набивка, 149х149, Т-278

  •        Ольшевская З. А. Шаль «Боярышник», шерсть, набивка, 150х150, Т-279

  •        Ольшевская З. А. Шаль «Боярышня», шерсть, набивка, 145х145, Т-280

  •        Дадонова И. П. Шаль «Русь», шерсть, набивка, 150х150, Т-281

  •        Зубрицкий В. И. Шаль «Орнамент», шерсть, набивка, 145х145, Т-282

  •       Ольшевская З. А. Шаль «Подарок маме», шерсть, набивка, 150х150, Т-291

  •        Дадонова И. П. Шаль «Вологда», шерсть, набивка, 147х147, Т-292

  •        Регунова Е. П. Шаль «Майский букет», шерсть, набивка, 135х135, Т-293

  •        Регунова Е. П. Шаль «Майя», шерсть, набивка, 148х148, Т-455

  •       Ольшевская З. А.Шаль «Времена года», шерсть, набивка, 148х148, Т-456

  •        Зубрицкий В. И. Шаль «Птица счастья», шерсть, набивка, 146х146, Т-457

  •       Дадонова И. П.  Шаль «Боярыня», шерсть, набивка, 148х148, Т-458

  •        Сотскова  Г.И. Шаль «Филигрань», шерсть, печать, 146х146, Т-460

  •        Сухаревская Т. П. Платок «Бархатный», шерсть, печать, 125х125, Т-461

  •        Жукова Е. В. Шаль «Подсолнухи», шерсть, печать, 125х125, Т-462

  •       Зубрицкий В. И. Шаль «Рябина», шерсть, печать, 146х146, Т-463

  •        Дадонова И. П. Шаль «Журавушка», шерсть, печать, 125х125, Т-464

  •        Фадеева В.Б. Шаль «Сад пустоты», шерсть, печать, 146х146, Т-465

  •        Зубрицкий В. И. Платок «Святы праведный Василий», шерсть, набивка, 125х125, Т-591

  •        Зубрицкий В. И. Платок «Родной город» в честь 160-летия  г.Павловский Посад», шерсть, набивка, 89х89, Т-592

  •       Зубрицкий В. И., Фадеева В.Б. Шаль с портретом Репина И.Е. «В честь 160-летия И.Е.Репина" шерсть, набивка, ручная роспись в технике «сухая кисть», 150х146, Т-593

  •        Зубрицкий В. И. «Платок с портретом  Головы города Чугуев Кваши А.П». Шерсть, набивка, ручная роспись в технике «сухая кисть», 72х72, Т-618

 Помимо шалей представляют интерес графические работы –  эскизы к шалям (кроки), их насчитывается в нашем собрании 10 шт.:

  •       Ольшевская З. А. „Подарок маме”, бумага, гуаш, Г-371

  •       Ольшевская З. А. „Восьмое марта”, бумага, гуаш, 85х85, Г-372

  •       Регунова Е. П. «Родная сторона», бумага, гуашь, 54х59, Г-373

  •       Регунова Е. П. «Розетка”, бумага,  гуашь, 84х82, Г-374

  •       Регунова Е. П. „Марья”, бумага, гуашь, 93х83, Г-375

  •       Регунова Е. П. „Маки”, бумага, гуашь, 95х82, Г-376

  •       Дадонова И. П. «Закат», бумага, гаушь, 59х59, Г-377

  •       Дадонова И. П. «Масленица», бумага, гуашь, 91х91, Г-378

  •       Зубрицкий В. И. «Жостово», бумага, гуашь, 85х85, Г-379

  •       Регунова е. П. «Пламя», бумага, гуашь, 77х74, Г-380

есть несколько негативов кроков и шалей, переданных Рыжовым С. П. во время пребывания в музее И. Е. Репина в 1986 году, в научном архиве музея сохранились письма Рыжова С. П. и Зубрицкого В. И.

Кроме перечисленных работ лауреатов Государственной премии И.Е.Репина, в нашей коллекции представлены также работы авторов этого же предприятия: Сухаревской Татьяны Павловны, Сотсковой Галины Ивановны, Жуковой  Елены  Валентиновны, Фадеевой Валерии Борисовны.

Всю коллекцию шалей можно   разбить  несколько групп:

по времени выполнения – 80-е годы XX cт. и нач. XXI ст.:  

к первой группе можно отнести условно 21 шт.: Т-269, Т-270, Т-271, Т-272, Т-273, Т-274, Т-275, Т-276, Т-277, Т-278, Т-279, Т-280,  Т-281, Т-282, Т-291, Т-292, Т-293, Т-455, Т-456, Т-457, Т-458

ко второй- 10  шт.: Т-460,Т-461, Т-462, Т-463, Т-464, Т-465, Т-591, Т-592, Т-593, Т-593

по цветовому решению - фоновому:

белоземельные: Т-273, Т-279, Т-456, Т-591, Т-593, Т-593

на чёрном фоне: Т-270, Т-271, Т-272, Т-275, Т-278, Т-282, Т-291, Т-457, Т-458, Т-460, Т-462, Т-463

цветной фон: Т-269, Т-274, Т-276, Т-277, Т-281, Т-292, Т-293, Т-455, Т-456, Т-461, Т-465, Т-592

белый фон: Т-464

по оформлению кромочного края:

с шерстяной бахромой: Т-279, Т-271, Т-272, Т-273, Т-274, Т-275, Т-276, Т-277, Т-278, Т-279, Т-280, Т-281, Т-282, Т-291, Т-292, Т_457, Т-458, Т-460, Т-461, Т-462, Т-463, Т-465, Т-593

с шелковой: Т-269, Т-455, Т-456, Т-464, Т-592

без подгибки: Т-293, Т-591, Т-618

по оформлению средника: -  с портретами, выполненными в технике «сухая кисть» Т- 593 (портрет И. Е. Репина), Т-618 (портрет А. П. Кваши),

с портретом в технике печать Т-591 (Святой Праведный Василий Павловопосадский), скульптурная композиция  Т-592,

основной фон без рисунка в виде геометрической фигуры – Т-274, Т-276, Т-292, Т-456, Т-457, Т-458, Т-460, Т-462, Т-463, Т-464,

по среднику маленькие отдельные рисунки – Т-269, Т-270, Т-271, Т-272, Т-273, Т-275, Т-277, Т-278, Т-279, Т-280, Т-281, Т-282, Т-291, Т-293, Т-455, Т-465,

средник украшен рисунком Т-461,

одна шаль выполнена по двум крокам – Т-461

В результате  исследования  было  установлено, что коллекция  шалей представлена несколько  однообразно (в связи с концепцией отдела), но достаточна по количеству, чтобы судить о производстве мануфактуры, разнообразии продукции в разное время.   При пополнении фондов можно использовать не только шали, выполненные на производстве в последние годы (уже не лауреатами, но мастерами, заслуживающими внимания к их творчеству), но и фотографии авторов, шали начала XXІ столетия для изучения отличий в технологии изготовления.

4. Краткая  информация об  авторах

Дадонова Ирина Петровна - Заслуженный художник России. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Репина (1981). Лауреат   Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1999г.

В 1962 году окончила Московский текстильный институт, факультет прикладного искусства. Диплом делала на фабрике "10-й годовщины Красной Армии" (одной из частей существовавшего тогда платочного объединения) и после окончания института приехала сюда же работать[5].

Зубрицкий Виктор Иванович, 1946 г.р. - Заслуженный художник России Лауреат Государственной премии РСФСР им И.Репина (1981г.). Лауреат Государственной премии РФ в области  литературы и искусства (1999г.) Лауреат премии Губернатора Московской области. «За достижения в области культуры и искусства» (2007г.). Главный художник «Павловопосадской платочной мануфактуры», председатель секции декоративно-прикладного искусства Московской областной организации Союза художников России[6].

Ольшевская Злата Александровна , 1920г.р. Народный художник РФ и Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Репина (1981г.) Как отмечают специалисты, шали Златы Ольшевской  неповторимы и оригинальны. Более 80 из них расписаны вручную[8].

Регунова Екатерина Петровна - Заслуженный художник России. Лауреат Государственной премии РСФСР им И.Репина (1981г.)

Еще в послевоенное время начался творческий путь Екатерины Петровны, вряд ли тогда художница знала, что он будет таким большим и событийно насыщенным. Работая на "Павлово-Посадской платочной мануфактуре", Екатерина Петровна создавала славу и гордость нашего города - узоры павловской шали. Шли годы, но не вяли розы в созданных ее руками букетах. Казалось, что время только совершенствует ее работы: краски становятся все насыщеннее и сюжеты все замысловатее.
Екатерина Петровна продолжает творить: создает новые произведения не только на платках, но и воспитывает учеников, передавая им свое мастерство и умение и, одновременно, является хранительницей уникальных традиций по созданию павловских платков. За свою трудовую деятельность Е. Регунова не раз была награждена медалями и почетными грамотами, ее произведения являются достойными экспонатами в музее декоративно-прикладного искусства, в Историческом музее, а также в различных художественных хранилищах Европы[9].

Рыжов Семен Петрович - Лауреат   Государственной премии РСФСР им И.Репина (1981г.). Родился в 1916 году в селе Макарове Ногинского района Московской области. В 1938 окончил художественно-про­мышленный техникум им. М. И. Калинина. В 1941 был при­зван в армию, служил в Краснознаменном Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны находился в блокадном Ле­нинграде, с оружием в руках защищал его от немецко-фашистских захватчиков.

С 1938 по 1977 годы С. П. Рыжов работал в Павловопосадской фабрике имени X годовщины Красной Армии.

За сорок лет творческой деятельности художник сделал сотнн рисунков к набивным шалям и платкам, создал ряд уникальных произведений. Среди них — платок «Мечта» с каймой, украшенной русским узором в 29 красок. Массовыми тиражами выходили его платки «Тюльпан», «Мак», «Ромашка».

Семен Петрович - мастер тонкого орнамента и графического рисунка. Лес и луг в пору цветения, природа родного края дают художнику обильный этюдный материал, который становится источником творческого вдохновения. На ярком фоне - черном, зеленом, синем — расцветают цветы русской весны и лета, создается чарующий узор...    

Творчество С. П. Рыжова строго традиционно и в то же время отличается яркой индивидуальностью, которая проявляется в толь­ко ему присущих вязи орнамента, излюбленных сочетаниях розовых, зеленых, серебристо-золотых красок.

Замечательным событием в творческой жизни Рыжова стала выставка его произведений на родине великого русского художника И.Е.Репина, проведенная в честь 143-й годовщины со дня рождения живописца в г.Чугуеве Харьковской области в 1987 году[10].

Сотскова Галина Ивановна - Лауреат Государственной премии РФ в области  литературы и искусства (1999г.). Родилась в Московской области, городе Электрогорске. Рисовать любила с детства. Поступила в Федоскинскую школу миниатюрной живописи. По окончании работала художником на кубковом заводе в Москве. На Московском платочном производственном объединении работает с 1980 года[11].

Жукова Елена  - художник ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Член Союза художников и Союза дизайнеров России.

Рисунки художника отличаются высоким художественным вкусом, а потому все они востребованы. По словам самой Е. Жуковой, дело, которым она занимается, совпадает с ее увлечением, поэтому ей вдвойне приятна оценка ее творчества. Родилась в маленьком городке с веселым названием - Кохма, близ города Иваново. В 1983 году закончила отделение "Художественно-колористическое оформление тканей и трикотажа" Ивановского техникума художественно-промышленного дизайна. За 16 лет работы на предприятии Еленой Жуковой создано более 130 рисунков к платкам и шалям, многие из которых были воплощены и живут в прекрасных изделиях. Ею создан ряд изделий, которые смело можно отнести к так называемым "авангардным" работам, они неординарны, современны и пользуются неизменно повышенным спросом у покупателей[12].

Сухаревская Татьяна Павловна  – Лауреат    Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1999г.).

Родилась в городе Арзамас-16 (Саров) Горьковской (ныне Нижегородской) области в семье научных работников С детства любила рисовать и с шести лет занималась в студии рисунка и живописи, принимала участие в выставках и по итогам выставок награждалась. 

В 1982 году на "отлично" закончила три курса детской художественной школы, один курс заочной физико-математической школы при Московском физико-техническом институте, 8 классов общеобразовательной школы с похвальными листами и поступила в Московское художественно-промышленное училище имени Калинина. После окончания училища в 1987 году принята художником на Павловопосадскую платочную мануфактуру[13].

Фадеева Валерия Борисовна - Лауреат    Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1999г.)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А. Коновалов «Плат узорный», Изд. «Московский рабочий», 1981 г.

Н. Г. Рудин «Павловские шали», М., «Лёгкая индустрия», 1979 г.

Русское декоративное искусство, М., 1962.

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ


[1] Русское декоративное искусство, т. 1. М., 1962, с.434-435

[2] Русское декоративное искусство, т.3, с. 278

[3] Русское декоративное искусство, т.3, с. 282

[4] Перечень фабрик и заводов России. СПб., 1897, с. 30-31

[13] http://www.platki.ru/artists.htm

 

Поманицкая О.В., зав. отделом "Художественная галерея"