Коллекция самоваров

Шевченко О.А.  Обзор  коллекции самоваров из собрания  Художественно-мемориального музея И.Е. Репина

Коллекция самоваров, находящихся на хранении в Художественно-мемориальном музее И.Е.Репина, совсем небольшая, она насчитывает 20 единиц хранения. Основную часть собрания составляют самовары, изготовленные в конце XIX - начале XX веков. Это изделия из латуни или из латуни с никелированием.

Энтузиасты музейного дела, коллекционеры и просто любители русской культуры давно и с завидным постоянством занимаются этим са­мобытным предметом, обыденным и необычайно по­пулярным, исследуют и коллекционируют его. И все же самовар до сих пор упрямо хранит свои секреты, и самый главный из них — тайна его рождения.

Первые самовары появились в России во второй трети XVIII века. Именно тогда стало возможным ро­ждение этого колоритного памятника отечественной бытовой культуры. Петровские реформы начала XVIII века привели к кардинальным переменам в жизни и быту россиян. Активное освоение рудных богатств Урала в начале столетия, добыча уральской меди в про­мышленных масштабах вывели страну в число передо­вых промышленных держав, XVIII век стал «медным веком» России. Любимое дитя «медного века», века расцвета русского художественного металла, самовар стал одним из ярких достижений художественной об­работки меди второй половины XVIII — XIX веков и не­обходимым предметом быта всех сословий россиян.

Вторая треть «медного века» России отмечена особым интересом к прикладным наукам и всевозможным приборам. Не случайно временем рождения российского «самоваря­щего» сосуда, конструктивную суть которого передает само его название, стала эпоха Просвещения.

Кем, где и когда именно был сконструирован пер­вый российский «самонагревающийся» прибор, не из­вестно. Возможно, в архивных документах еще не най­дено ключевое слово, которое соединит всю накоплен­ную информацию об одном из удивительнейших российских творений и позволит сказать, что теперь мы знаем о самоваре все [4, c.7].

Идея «самонагревающегося» прибора не нова. Водогрейные сосуды, предшественники русского самовара, были известны еще во времена античности. К ним относится бронзовый прибор для кипячения воды, которой разбавляли вино, — автепс, с квадратной открытой площадкой для разведения огня и сосудом в виде вазы с краном на трех ножках-лапах. На Востоке из­давна бытовали приборы для горячих блюд — бульона или супа, с жаровой трубой и поддувалом сродни китайским сосудам «Хо-Го» в виде металлической или фарфоровой чаши.

Среди римских сосудов, найденных при раскопках в Помпеях, наиболее близким нашему самовару по форме, пожалуй, можно считать вазу на ножках-лапах с краном, но этот предмет не был свя­зан с традицией чаепития, сложившейся на Востоке. При сравнении устройства различных вoдoгрейныx приборов можно заметить, что в самоваре использован конструктивный принцип восточного сосуда с трубой-жаровней, наполняемой углями, с решеткой и подду­валом. Однако по своему назначению и этот сосуд не связан на Востоке с церемонией чаепития, в которой там использовались специальные кувшины и чайники, а чай заваривали в чашках.

В России же на медеплавильных заводах Урала осваиваются приёмы изготовления бытовой посуды из меди. Уже в 30-ые годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и винокуренных кубов с трубами. И, по всей вероятности, именно эти формы дали толчок для изготовления «сбитенников» - приборов для изготовления старинного русского напитка из мёда с пряностями. «Сбитенники» представляли собой чайник с внутренней трубой и поддувалом. Именно «сбитенники» дали начало русскому самовару [2, c.182].

В последней трети XVIII века самовар обрел свой окончательный и узнаваемый облик, с которым  у нас связывается понятие «самовар». Вертикальная ориентация корпуса разной формы, наличие крана с ключом, поддувала, поддона, ручек с держателями, крышки, конфорки и колпачка-заглушки на жаровую трубу — вот признаки, позволяющие безошибочно определить отечественное творение. Этот тип русской водогрейной машины, произведения сугубо национального, связан прежде всего с Тулой, которая со временем обрела славу «самоварной столицы». В старинном центре металлообрабатывающей промышленности сложились наиболее благоприятные условия для развития этого промысла, которым занимались, в основном, высококвалифицированные мастера-кустари [4, c.8].

Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость. Кстати, стоимость самовара вначале определялась его весом: чем тяжелее самовар, тем он был дороже.

Изготовление самовара - процесс достаточно трудоёмкий. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

  • Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
  • Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
  • Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
  • Слесарь - делал ручки, краны и т.п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
  • Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т.п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.
  • Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
  • Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра. Формы же самоваров весьма разнообразны. В одной только Туле их насчитывалось около 150 видов. К изготовлению самоваров привлекались известные художники и скульпторы.

Несмотря на различие форм, практически  все  самовары состоят из следующих частей  [11].

  • Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
  • Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
  • Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
  • Шейка (низ самовара)
  • Поддон (основание самовара)
  • Ручки
  • Репеёк (фигурная пластина, которая прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
  • Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
  • Донышко
  • Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
  • Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
  • Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
  • Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)

Схематично  устройство самовара  можно  представить таким образом:

  Формы самоваров были разнообразные и имели достаточно интересные названия: "банка", "ваза", "рюмка", "шар", "груша", "яйцо", "желудь" и другие. Эти названия давались по ассоциации с соответствующими предметами. Но во второй половине XIX века в связи с большим спросом на самовары происходит унификация их форм и декора. Вырабатывается ряд стандартных образцов, удобных для массового производства, которые модифицируются в различных вариантах и разнообразятся чаще всего литыми фигурными деталями. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой. Именно такие самовары представлены в коллекции ХММ И.Е.Репина. 13 из них имеют форму «банки», один – «рюмки» (КП-5059, м-78) и один – «шара» (КП-5056 м-75). Два последних самовара изготовлены торговым домом братьев Шемариных в Туле. Форма шара приобрела большую популярность на грани XIX-XX ст. и была позаимствована, скорее всего, от бульоток – сосудов на спиртовке для подогревания воды [1, c.142]. Бульотки использовались зажиточными людьми, в которых кухни были удалены от покоев, для «чая для двух». В собрании музея, к сожалению, данные предметы не представлены.

Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края с ярмарок. Никелированных самоваров в коллекции нашего музея три - КП-2242,  м-455; КП-5061, м-80; КП-5064, м-83.

В это время выделяются крупные самоварные фабриканты, "самоварные короли" - Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Особенно ценились самовары фабрики Баташевых. Настоящих фирм Баташевых было только три. Первая из них, основана в 1825 г. Иваном Григорьевичем Баташевым, перешла к его сыну Николаю Ивановичу Баташеву, сдавшему ее затем в аренду Тейле.

Вторая фабрика основана в 1840 году Василием Степановичем Баташевым и существовала потом под названием «Наследники В.С. Баташева». Один из самоваров коллекции музея (КП-2155 м-432) имеет клеймо этой фабрики – «ТУЛА / ВАСИЛИЙ  СТЕПАНОВИЧ / БАТАШЕВЪ».

Третья фирма была основана в 1840–1850 годах Александром Степановичем Баташевым и передана позже братьям Алексею и Ивану Степановичам Баташевым, при которых и закончила свое существование [2, c.183].

Самовары, клейменные фамилией Баташев, были наиболее популярными и в городской и в деревенской среде. Они охотно раскупались на ярмарках и базарах. Видимо эта популярность  вызвала появление в Туле около 15 самоварных фабрик, которые делали «баташевские» самовары. Их владельцы были дворянами Баташевыми, мещанами Баташевыми, купцами Баташевыми и вообще не Баташевыми, которые просто купили эту фамилию как торговую марку. В собрании ХММ И.Е.Репина есть самовары с клеймами «Самоварная фабрика Ивана Михайловича Баташева» (КП-5058, м-77), «Самоварная фабрика Петра Федоровича Ильина-Баташова», Самоварная фабрика Егора Ивановича Баташева», «Самоварная фабрика Василия Сергеевича Котырева (он же Баташев), которые вполне вероятно относятся к числу «поддельных» Баташевых.

 С 1887 года в Туле  работает фабрика братьев Шемариных. В 1899 году братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского. Братья Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. К началу XX века фабрика становится крупнейшей в городе по объему продукции и количеству рабочих, она занимает второе место после фабрики наследников В. С. Баташева. На фабрике в 1913 году работали 740 человек. Ежедневно выпускалось до 200 самоваров [10].

 Четыре самовара в коллекции музея имеют клеймо этого Торгового дома (КП-2242, м-455; КП-5055, м-74; КП-5056, м-75; КП-5059, м-78).

Одновременно с крупными фабриками существовали мелкие ремесленные мастерские, в которых трудились наемные рабочие. Многие из них выпускали вполне качественную продукцию, но по товарообороту не могли конкурировать с крупными предприятиями. В силу этого сведений об изделиях небольших предприятий сегодня сохранилось немного. По-видимому, руками неизвестных мастеров изготовлен самовар КП-2768 (2668?), м-466, на котором полностью отсутствуют  клейма и надписи.   

Практически все самовары той поры на тулове или на крышке имели клейма производителей, что позволяет даже непрофессионалам легко распознавать фирму-изготовителя изделия. Клеймо, разработанное каждой фабрикой, сохранялось на всем протяжении ее существования и без изменений передавалось потомкам, продолжавшим дело. Эти фирменные знаки позднее нередко дополнялись изображением медалей, свидетельствующих об участии данной модели в промышленной выставке, а также оттисками с портретами правящих императоров, что позволяет сегодня достаточно точно датировать предметы. Надо отметить, что особенно много медалей было именно у тульских самоваров. Изредка на самоварах встречается вензель владельца — это говорит о том, что перед нами произведение, сделанное на заказ [11].

Вензелевое изображение знака «Поставщик Двора Его Императорского Величества» было утверждено 6 июня 1856 года. Знак присваивался промышленникам «за состояние производства и влияние на жизнь страны», а их продукции – «за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены». Это означало особую привилегию, незапятнанную репутацию и пропуск в высший свет. Покупатель без колебаний голосовал за «клейменые» товары кошельком, ведь качество гарантировалось вниманием самого царя. Царский знак присваивался только действующим поставщикам, но после 1824 года этот титул стал означать уровень качества, а не факт поставки продукции ко двору». Процедура его получения была очень сложной. Объективного контроля продуктов, не существовало. И, чтобы удостоиться почетного титула, необходимо было на протяжении восьми лет участвовать в выставках, перечень которых утверждался императором, получать награды или хотя бы место в похвальном листе и не иметь рекламаций. Если не исполнялся даже один пункт, отчет восьмилетия начинался заново. Производитель услуг или товаров получал право изображать малый герб Российской Империи на своей продукции. Причем звание нельзя было передавать от одного фабриканта к другому или по наследству. К наследникам оно могло перейти только «не иначе как с Высочайшего каждый раз соизволения» [9].

Случалось однако, что некоторые мастера-ремесленники на своих самоварах ставили фальшивые клейма модной фирмы, продукция которой пользовалась признанием и популярностью. Подобные действия позволяли ремесленникам увеличивать рыночную цену изделий, делая ее равной самоварам известных фирм.

Вторым по значимости центром производства самоваров была Москва. О Московских фабрикантах осталось значительно меньше  сведений, чем о тульских. Известны имена Зотова Ивана (1820), Купермана (1880), Торгового дома «Мюр и Мерилиз» и немногих других мастеров. В нашей коллекции есть самовар, изготовленный фабрикой  «Аленчиков и Зимин", основанной в 1880 г  На нем размещено клеймо с надписями:  «АЛЕНЧИКОВ и ЗИМИНЪ» и «ПРЕЕМНИКИ ЛЮБИМОВОЙ»". Тулово стандартной самоварной банки с перехватом в верхней части.

Все производства, будь то крупные и известные фабрики или мелкие мастерские, изготавливавшие самовары, обращались к различным материалам — меди, латуни, томпаку. Хорошим спросом пользовались и самовары, выполненные в технике накладного серебра. Как правило, в этих случаях использовали мельхиор или медь и применяли серебрение, которое замечательно имитировало внешний вид серебряных изделий [8]. Таких  самоваров в коллекции музея нет.

Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. Так, фабрика наследников В. С. Баташева была передана в ведение Тулпатронзавода. В собрании ХММ И.Е.Репина есть два самовара производства Тульского патронного завода (КП-5060, м-79; КП-5061, м-80). Оба самовара имеют форму «банка». На одном из них (КП-5060) имеется  клеймо "ПАТРУБТРЕСТ та "ТУЛ.ПАТРОН.ЗАВ.", а на другом только изображение 5-угольнойзвезды в двойном круге. Известно, что самовары Тульского патронного завода имели такие отметки [12], поэтому считаю возможным отнести оба самовара к одному производителю. Однако данный вопрос еще нуждается в дополнительном исследовании.

В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых.

Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год.

После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод "Штамп" единственный в городе стал выпускать самовары.

Во второй половине ХХ века  на смену  жаровому самовару пришел  электрический, быстро завоевавший популярность  скоростью закипания. Художественно расписанные  электрические самовары стали  одними  из наиболее  популярных  сувениров для иностранных  туристов.

Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции. Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства.

Самовары коллекции Художественно-мемориального  музея  И.Е. Репина  относятся к продукции массового производства. Среди них нет эксклюзивных образцов, изготовленных из серебра, томпака или других дорогих металлов. Это вещи, которые бытовали в городских кругах среднего достатка: у мещан, чиновников, разночинной интеллигенции. Практически все предметы были переданы в дар  жителями Чугуева, поэтому достаточно точно отражают материальную культуру  населения нашего города.

Изучение коллекции  самоваров позволило  создать  музейное  занятие для детей дошкольного и младшего школьного  возраста «Как живешь, Самовар Самоварыч?», на котором дети  в  игровой форме получают  основные сведения  из  истории  самоваров  и  чаепития  в нашей  стране. Недостающие  экспонаты во время занятия  заменяются  электронными  изображениями.

Если  рассматривать  направления комплектования  данной  коллекции, то в первую очередь  необходимо обратить внимание  на  приобретение  самоваров  различных  форм. Другим немаловажным  направлением  является  подбор по  фабрикам и изготовителям. Для этого  необходимо  активизировать  работу  поисковых  этнографических экспедиций  музея, изучить  предложения  антикварных  салонов  и  провести  опрос  частных  коллекционеров.

Кроме того,  считаю  целесообразным  пополнить  имеющуюся  коллекцию  жаровых самоваров  самоварами  электрическими, т.к.  и эти предметы  сегодня  уходят из обращения, все чаще их заменяют  различные  быстро нагревающиеся  электрочайники и  кофеварки. Поэтому  в скором  времени  подобные  самовары  тоже  станут  редкостью.

ЛИТЕРАТУРА

  

  1. Аттербери Р., Тарт Л. Иллюстрированная энциклопедия антиквариата.— М., 1997.

  2. Волкова С.В. Русские самовары в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства/Музей № 6. Художественные собрания СССР.-М.:Советский художник.,1986.-с.182-208.

  3. Лобанева Т.А. Русский самовар// Декоративное искусство СССР, 1969, №142, с.43-46.

  4. Петрова Л. Самовар с секретом// Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. №7-8 (9), июль-август 2003.-с.7-12.

  5.  Русский самовар/ автор-составитель А.А. Гилодо..-М.: «Советская Россия, 1991.-225с.

  6. Русские самовары/составитель альбома Е.А.Иванова.-Л.:«Художник РСФСР», 1971.

  7. Тульский самовар.-Тула: Приокское книжное издательство, 1989.

Інтернет-ресурси

8.   http://www.antiq.info/metalware/6937.html

9.     http://www.ko.ru/

10.   http://botasheff.narod.ru/business86.html

11.  http://www.samoffar.ru/ustroistvo-samovara.shtml

12.  http://www.krestianin.ru/articles/6062.php

Коллекция самоваров

Коллекция самоваров, находящихся на хранении в Художественно-мемориальном музее И.Е.Репина, совсем небольшая, она насчитывает 20 единиц хранения. Основную часть собрания составляют самовары, изготовленные в конце XIX - начале XX веков. Это изделия из латуни или из латуни с никелированием.

КП-7404    м-273  Самоварное заведение Андрея Мироновича ?,
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка. h - 35,5 см, d крышки - 15,3 см, с осн. з ножками - 11,5 см. Самоварное заведение Андрея Мироновича ?,
КП-5057    м-76 Самоварная фабрика Баташових (Иван Баташов?)
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка. h-56,5 см, d крышки - 27 см, с основания с ножками -17,5 см. Самоварная фабрика Баташових (Иван Баташов?)
КП-2768    м-466
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, 50,5х30х33 см
КП-5060    м-79 Тульский патронный завод
Самовар, 20-30 гг. ХХ ст.., г.Тула, СРСР. Латунь, дерево, ковка, пайка, цезалировка. 41х21.5х15 см. Тульский патронный завод
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, цезалировка.
КП-9674 м-450  завод «Штамп» им. Ванникова
Самовар электрический. ІІ пол. ХХ ст.,СССР. Метал, пластмасса, штамповка, сварка. 32,2х23,0х21,5 см. завод «Штамп» им. Ванникова
КП-5058    м-77  Самоварная фабрика Ивана  Михайловича Баташева
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, цезалировка. h-45 см, d крышки - 25,5 см, с основания с ножками -16 см. Самоварная фабрика Ивана Михайловича Баташева
КП-5064  м-83  Самоварная фабрика Василия Сергеевича Котирева (он же Баташев)
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, никелировка. h-49,5 см, d крышки - 24 см, c основания - 16,2 см. Самоварная фабрика Василия Сергеевича Котирева (он же Баташев)
КП-2155    м-432 Фабрика Василия Степановича Баташева
Самовар, 1840-1898 гг., г.Тула, Российская імперія. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, золочение, цезалировка. h-44 см, d крышки - 25 см, с основания с ножками -15 см. Фабрика Василия Степановича Баташева
КП-5062    м-81 Торговий дом "Аленчиков и Зимин", г. Москва
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка. h -47 см, d крышки- 22,5 см, с основания с ножками-15 см. Торговий дом "Аленчиков и Зимин", г. Москва
КП-5061    м-80  Тульский патронный завод (?)
Самовар, І пол.ХХ ст.., СССР. Латунь, дерево, ковка, пайка, никелировка. h-44 см, d крышки - 21 см, с основания с ножками -19,5 см. Тульский патронный завод (?)
КП-10317 м-489 Фабрика Василия Павловича Баташева
Самовар кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя, г.Тула. Медь, дерево, чугун, ковка, пайка. h - 47,3 см, d крышки - 24,3 см, с осн. с ножками - 15,6 см. Фабрика Василия Павловича Баташева
КП-2242    м-455  Торговый дом братьев Шемариных
Самовар 1899-нач.ХХ в.., г.Тула, Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, никелирование, цезалировка. h - 43 см d крышки - 25,5 см, с осн. с ножками - 15,6 см
КП-9673 м-449
Самовар электрический. ІІ пол. ХХ ст.,СССР. Метал, пластмасса, штамповка, сварка. 42,1х26,6х30
КП-5056    м-75 Торговый дом братьев Шемариных
Самовар, 1899 р.-нач.ХХ ст.., м.Тула, Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, цезалировка. 38х37х32 см. Торговый дом братьев Шемариных
КП-5055    м-74 Товарищество торгового дома братьев Шемариних в г. Туле
Самовар, 1899 р.-нач.ХХ ст.., м.Тула, Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, цезалировка. 48х37х37 см. Товарищество торгового дома братьев Шемариних в г. Туле
КП-5063    м-82  Самоварная фабрика Егора Ивановича Баташева
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, цезалировка. h -38 см, d крышки- 22 см, с основания с ножками-14 см. Самоварная фабрика Егора Ивановича Баташева
КП-4975 м-451 завод «Штамп» им. Ванникова
Самовар электрический. 1967 г.,СССР. Метал, пластмасса, штамповка, сварка. 37х26,7х23,6 см. завод «Штамп» им. Ванникова
КП-5059    м-78  Товарищество торгового дома братьев Шемариних в г. Туле
Самовар, 1899 р.-нач.ХХ ст.., м.Тула, Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, цезалировка. h-48,7 см, d крышки - 27 см, с основания с ножками -22 см. Товарищество торгового дома братьев Шемариних в г. Туле
КП-3093    м-510  Самоварная фабрика Петра Федоровича Ильина-Баташова
Самовар, кон. ХІХ – нач.ХХ в., Российская империя. Латунь, дерево, чугун, ковка, пайка, золочение, цезалировка. h-44 см, d крышки - 25 см, с основания с ножками -15 см. Самоварная фабрика Петра Федоровича Ильина-Баташова